Мать Мария - история жизни и подвижничества, ее связи с Анапой

06/12/2015

Подвижница мира.Такого звания удостоена в Иерусалиме Мать Мария, в замужестве Е. Кузьмина-Караваева, в девичестве Е. Пиленко, 125-летие со дня рождения которой исполнится 21 декабря 2016 года.
Известная поэтесса серебряного века, талантливая художница, монахиня, спасавшая в оккупированном Париже преследуемых фашистами своих соотечественников, а также французов, англичан, чехов, евреев, она была, прежде всего, подвижницей и считала, что любовь к Богу начинается с любви к человеку. Более трех лет назад Константинопольской православной церковью Мать Мария была  причисленная к лику святых, и уже много лет к ней возносят свои молитвы во многих церквях мира.
Родной город Елизаветы Юрьевны – Рига. Но детство и отрочество ее прошли около Анапы, на севере Черноморского побережья, где у ее отца – Юрия Дмитриевича Пиленко, талантливого любителя-агронома, позднее директора Никитского ботанического сада в Крыму, – было небольшое имение с виноградником. Мать Лизы – Софья Борисовна, урожденная Делоне, происходила из высокого рода. Ее прапрадедом был последний комендант Бастилии де Лоне, растерзанный восставшими парижанами. Прадед Лизы Пиленко, доктор французской армии, оказался в России с наполеоновскими войсками. В суровую зиму 1812 года он затерялся на просторах России и женился на помещице Смоленской губернии Тухачевской, из семьи которой вышел и первый советский маршал М. Тухачевский.
Родители Лизы переехали в Анапу в 1895 году для вступления в наследство после смерти деда по отцовской линии – генерала Дмитрия Пиленко (1830-1895 гг.), основавшего в 1865 году в бывшем черкесском ауле Хан Чакрак родовое имение (здешние земли – 2500 десятин – даровал ему император Александр 11). Благодаря деду Елизаветы Юрьевны маленький захолустный городок Анапа прогремел на всю Россию. Генерала считают родоначальником кубанского виноградарства и виноделия. Он первым стал выращивать на Кубани, под Анапой, виноград, посоветовал государю разбить виноградник в районе Абрау-Дюрсо. В Х1Х веке на новгородской ярмарке Дмитрий  получил первые серебряные, а затем и золотые медали за великолепные сорта винограда и вина Анапы.
Лиза с детства полюбила море, Анапу, где семья ее владела наделом пахотной земли и виноградниками. После смерти отца в 1906 году Пиленко переезжают в Санкт-Петербург, где в 1908 году произошла ее встреча с А. Блоком, это ей, как утверждают многие исследователи, он написал знаменитые строчки6 «ты стоишь передо мной такая юная…». А она, попав под магию его стихов, сама становится поэтессой, которую современники ставили в один ряд с Ахматовой и Цветаевой.
В юности она часто бывала наездами в Анапе, где любила воображать себя скифской царевной, выходила на лодке в море. Именно здешние места навеяли ей поэтические строчки:
Вокруг меня золотые пески –
Лишь тень синеет у ног.
Освободившись от тоски,
Иду я – твой пророк.
В октябре 1914 года Елизавета Юрьевна крестила свою дочь Гайану в анапском Свято-Онуфриевском храме. Интересно, что уже в те годы подвижница занималась  благотворительной деятельностью: в анапском археологическом музее хранятся свидетельства местных жителей о том, что Лиза Пиленко создала в Анапе приют для младенцев-сирот.
Революцию будущая Мать Мария тоже встретила в Анапе и оказалась здесь в самой гуще бурных событий. Как пишет писатель Евгений Богат, много лет собиравший материалы о Матери Марии, готовые на все матросы-анархисты, прибывшие по морю в город и потребовавшие выплатить им контрибуцию, были поражены, увидев, «отчаянную бабу», которая стукнула кулаком по столу: я – городской голова: денег вы не получите! Она покорила своей смелостью анархистов, а позже сумела с ними договориться и спасла анапчан и город от погромов. После прихода большевиков она работала комиссаром просвещения и здравоохранения, помогала размещать раненных в санаториях основателя курорта доктора В. Будзинского. А при деникинцах чуть было не поплатилась за это жизнью.
Через несколько лет, оглядываясь на свою деятельность в Анапе, Е. Кузьмина-Караваева написала в своем дневнике, что в масштабе такого маленького города, как Анапа, «ничто не может окончательно заслонить человека. И стоя только на почве защиты человека, стремясь только к этой цели и отметая все остальное, я могла найти «человеков» и среди партийных и принципиальных врагов».
В 1919 году будущая Мать Мария предстала перед военно-окружным судом в Екатеринодаре. Ее обвинили в сотрудничестве с анапскими большевиками, а также в национализации санаториев и винных подвалов. За Елизавету Юрьевну вступаются Алексей Толстой и Максимилиан Волошин, которые пишут письма в ее защиту. 27-летнюю подсудимую, которой грозила смертная казнь, приговаривают к двухнедельному аресту.
Происходит чудо: ей удается не только спастись, но и встретить в эти трудные дни женское счастье. Она отвечает на чувства восхищенного ее смелостью члена Кубанской Рады Данилы Ермолаевича Скобцова и выходит за него замуж.
«Всю жизнь свяжу обетами, чтоб видеть край желанный», – эти строки из стихотворения Елизаветы Юрьевны помогают понять ее отношение к Кубани и Анапе. Образ малой родины с ее буйным разнотравьем, разгульными свежими ветрами, непредсказуемым морем и золотыми песчаными дюнами всегда вдохновлял и давал силы Матери Марии в самые трудные минуты ее подвижнической жизни.
Но в 1920 году жизнь ее раскололась на две половинки. Наверно, в это время выбор мало зависел от нее, так как ее подхватывает эмигрантская волна. С мужем, дочерью Гайаной, только что родившемся сыном Юрием и мамой Софьей Борисовной, Елизавета Юрьевна покидает Россию навсегда. В Париже принимает монашеский постриг, основывает благотворительную организацию и общежитие для русских эмигрантов. В войну, во время оккупации Франции, столовая для бедных в ее доме на улице Лурмель, 77 стала явочным местом для борцов с фашизмом. У нее скрывались от фашистов, а затем переправлялись в безопасное место евреи, французы, англичане, чехи, русские… Мятежная монахиня носила мужскую монашескую одежду, доставшуюся ей после лишенного сана и убежавшего иеромонаха, умела плотничать, малярничать, писать иконы, доить коров, ходить по парижским рынкам и набирать продукты, чтобы накормить обездоленных. Ее семья не могла не привлечь к себе пристального внимания со стороны оккупантов. Сначала фашисты забрали ее сына Юрия. В 1943 году Мать Марию арестовало гестапо. В 1944, когда Юрий погиб в Бухенвальде, мать Мария была в лагере Равенсбрюк. Ее соседка по нарам Женевьева де Голль – сестра будущего президента Франции Шарля де Голля напишет в своих воспоминаниях: «Около нее мы молимся или иногда поем вполголоса. На матрасишке она устраивает настоящие маленькие «кружки», в которых беседует о русской революции…».
В женском лагере смерти Мать Мария провела два года жизни. В последние месяцы она начала вышивать крестиком изображение Божьей Матери, держащей на руках младенца Христа, уже распятого на кресте. Верила: «Если успею закончить, она поможет выйти живой отсюда…». Не успела, погибла за месяц до освобождения. Но осталась жить в веках.
В Анапе чтят память Матери Марии и семьи Пиленко. Сначала, в 1895 году, в селе Юровка, расположенном в 30 км. от Анапы на землях, принадлежащих Пиленко, и названном еще в годы их жизни здесь в честь отца Елизаветы Юрьевны, был открыт народный музей села. Для него специально была привезена земля из парка-мемориала на месте бывшего концлагеря Равенсбрюк. В 1991 году к 100-летию со дня рождения Матери Марии на Высоком берегу возле морского порта Анапы был установлен памятный знак – православный крест на красном гранитном камне. В анапском археологическом музее «Горгиппия» открыта постоянно действующая экспозиция, посвященная Матери Марии. Здесь собраны подлинные вещи, книги, фотографии, картины, рисунки, выполненные талантливой рукой Лизы Пиленко. Несколько лет назад здесь побывал посол Франции. Он высказал удовлетворение тем, что в Анапе хранят память «о русской эмигрантке их Франции».
Весть о том, что Кузьмину-Караваеву помнят в России, очень удивила кузена, троюродного брата Елизаветы Юрьевны С.В. Пиленко. В 2001 году в 80 с лишним лет Сергей Владимирович приезжал из Франции в Анапу, откуда его увезли в шестилетнем возрасте и стал почетным гостем международной конференции памяти Матери Марии, в канун ее 110-летия впервые прошедшей на Кубани, в Анапе. Более 20 лет С.В.Пиленко (сейчас, к сожалению, его уже нет в живых) занимался генеалогией рода Пиленко, дошел до 1630 года и выяснил, что «предок Филипп Пиленко был запорожским казаком, полковым старшиной, который по примеру Богдана Хмельницкого давал свою казачью шашку польскому королю Владиславу 111». Не правда ли, интересное свидетельство из глубины веков, говорящее о глубинной связи казачьего края и знаменитого рода, давшего миру подвижницу.

 

Нина Романова

Поделиться статьей в соцсетях


Комментарии к статье

Выпуск №№35 (июнь 2020)

скачать | другие выпуски


Яндекс.Погода