В плену страстей по "Сельской чести" в Геликон-опера

27/06/2023

   26 июня на предпремьерном показе "Сельской чести" в "Геликоне" пылали итальянские страсти. История любви и предательства, ревности и прощения вновь ожила в знаменитой опере Пьетро Масканьи, которая победила в конкурсе одноактных спектаклей в 1888 году и  вот уже более 100 лет с неизменным успехом идет в театрах мира. В спектакле Дмитрия Бертмана она также захватила зал в водоворот фатальных событий. Смогут ли современную рафинированную публику затронуть страсти, бушевавшие в сицилийской деревне в конце позапрошлого века? Современные люди далеко уже не так категоричны в вопросах любви и верности, но  чувства на пределе, переданные актерами и музыкантами с силой и страстью,  не могут никого оставить равнодушным. 

    На предпремьерный показ  я пришла пораньше, чтобы  полюбоваться интерьером одного из самых красивых и интересных театров страны и мира. Времени все равно не хватило, увидеть пока смогла пока лишь малую толику, скажу лишь, что  в отреставрированный  в  2015 году старинный особняк на Большой Никитской можно приехать на обзорные экскурсии взрослым и детям. 

   В фойе у входа предлагали бесплатно отправить  открытки с изображением сцены из оперы в любую часть мира, и многие, в том числе и я, поспешили воспользоваться такой прекрасной возможностью, предоставленной Почтой России.

  Прозвенел звонок, и я впервые  в красивейшем зале "Стравинский", который похож на греческий амфитеатр, а над ним  - глубокое и яркое звездное небо, где подобно бриллиантам светят тысячи лампочек и светоотражающих сфер,  - аналогов уникального навесного потолка нет больше нигде в мире.

  Туридду (Иван Гынгазов, тенор)  поет серенаду Лоле (Валентина Гофер, меццо-сопрано), которую любил и раньше, но она не дождалась его из армии и вышла замуж. Он утешился в объятиях Сантуцци (Елена Михайленкосопрано), но Лола  поманила его, и страсть вспыхнула вновь. Кто хоть раз в жизни испытывал такие сильные чувства, тот знает отличие их от любви, но это понимание приходит лишь когда остынешь. Сильная страсть затмевает все, недаром ее называют всепоглощающей.   Тем более в пламенной натуре сицилийских мужчин.  Туридду предчувствует, но еще не до конца понимает, что страсть к Лоле приведет его к гибели, и он готов на все. 

   Действие проходит на фоне прекрасных декораций  Рима, здесь бродит веселая толпа и царит атмосфера  влюбленности, но заканчивается  ночь, легкомысленность и  радость сменяются на трезвый разум и, нагрешив, друзья и подружки с радостью возвращаются домой к верным женам и мужьям. Жизнь удалась и все довольны. Вполне себе банальная, хочется сказать, что вечная, и все же скорее современная история. А в Риме жив дух древности. Его  удалось передать    реалистичными  декорациями, 3d эффектами  и   необычным занавесом, то плотным как настоящая фреска, то вдруг растворяющимся и утекающим вглубь на задний фон  сцены. 

  Сантуцци подозревает Туридду в неверности, она спешит к матери своего жениха Лючии  (заслуженная артистка РФ Лариса КОСТЮК, меццо-сопрано ) и умоляет  сказать, где ее сын. Сантуцци испытывает жгучую ревность и боль ее настолько сильна, что она тоже готова на все. До сих пор она чувствовала себя счастливой, ждала, что любимый поведет ее к алтарю и носила под сердцем ребенка. Но Лола "украла" у нее Туридду. Сантуцци словно на грани помешательства в великий христианский праздник совершает кощунство, желая изменникам "злой" Пасхи.  Она разговаривает с мужем Лолы кучером Альфио (Константин Бржинский, баритон). Он только что вернулся из поездки, поет веселую песню и  находится в радостном предвкушении от скорой встречи с "верной" Лолой. До сих пор он верил, что она любит его. Но после встречи с Сантуцци  Альфио узнает, что пока он бывает в поездках, Лола "украшает его голову". Обманутый муж готов к кровной мести. А Туридду весел и пьян, словно провоцирует соперника и в безудержной пьяной удали вызывает его на дуэль, обняв и укусив  за ухо по сицилийской традиции. Можно только представить, что творится в душе Альфио.

  Поняв, что наделала,  Сантуцци умоляет Туридду вернуться к ней, она ползает в него в ногах и готова все простить ради любви к нему. Но он прогоняет ее и словно спешит к злому року, уже догадываясь, что  ждет его неминуемая расплата.   

   В спектакле задействовано большое количество артистов, их игра  добавляет палитру чувств, оттеняя основной сюжет.

   Должна признаться, что впервые слушала оперу в музыкальном театре и отношусь к тем, кто предпочитает оперетту. Попасть именно на эту оперу, которая вот уже столько лет имеет головокружительный успех на подмостках мира, было для меня большой удачей. К счастью, теперь я тоже оказалось среди тех, кто понял причины этого успеха, тем более в интерпретации Дмитрия Бертмана, который именно такую задачу поставил перед собой: раскрыть секрет  знаковой оперы. Можно сказать, что я была как tabula rasa,  на которой впервые писали солисты и музыканты. Быстрее и сильнее всего до струн  души добралась Сантуцци. Я безусловно верила всем чувствам и переживаниям героини Елены Михайленко. Просто удивительно, как она вжилась в роль!  Сантуцци можно сочувствовать и даже где-то позавидовать силе и открытости ее чувств, но нельзя  принять ее ревности. Невольно сожалеешь, что звучащие в опере прекрасные молитвы к всепрощающему и  милостивому Господу не смогли побороть слепоту  земных страстей и уберечь от роковых ошибок.

  Труднее всего  матери Туридду. Лючия жалеет Сантуцци и с болью в сердце переживает за сына.  Тонкая игра с полутонами, недосказанностью Ларисы Костюк  заставляет  сострадать ее героине больше всего. Жаль и самого Туридду, который вначале поет серенаду любимой, весел и бесшабашен, а потом понимает, что погибнет во цвете лет из-за своей страсти, не в силах отказаться от минут счастья.  В прощальном ариозо виновник всех бед умоляет мать понять его, благословить и позаботиться о Сантуцци.

   Органичны в своих ролях ревнивого мачо Альфио Константин Бржинский  и кокетливой, увлеченной своей властью над мужчиной, а затем испуганной Лолы - Валентина Гофер.

   Игру основных героев прекрасно дополнила веселая компания влюбленных, распевающая песню и наслаждающаяся танцами. 

 События одноактной оперы стремительны. Спектакль завершился предрешенной трагедией, остроту финальной сцены подчеркивает зрительный эффект обрушающихся зданий.

  Но это трагедия все же далекая история. Публика рукоплещет, испытывает светлые чувства от встречи с прекрасным. Да и как иначе. Ведь всем этим волшебством управляли прекрасное пение оперных солистов, хора, и восхитительная -  то спокойная, лиричная, то драматичная с накалом страстей - музыка. "Сельская честь" вдохновила многих режиссеров. Изумительные по красоте мелодии, арии и дуэты из оперы звучат в фильмах "Сон в летнюю ночь", "Клан Сопрано", "Крестный отец" и многих других. 

  Осталось добавить, что опера на языке оригинала была понятна всем в зале благодаря выразительной игре актеров, да и текст перевода показывала бегущая строка, не оставляя повода для неверного истолкования. 

 Кстати, композитор Пьетро Масканьи познал успех не только в творчестве, но и в любви, получив поддержку и испытав счастье в длительном браке с  Линой Карбоньяни, а последние  35 лет  жизни еще и с Анной Лолли, которой посвящал свое творчество, он всегда оставался любящим и внимательным мужем и отцом, хотя долгие годы жил фактически на две семьи, обе из которых знали о существовании другой. Вот так он по-новому переписал в жизни сюжет своей оперы, которая по-прежнему будоражит сердца. Это   границы  чувств на пределе, но никак не посередине. Возможно, это свойство его широкой и страстной натуры, а, возможно,  урок созданного им истинного искусства,  помогающего что-то переосмыслить в жизни. 

С 28 июня смотрите в музыкальном театре "Геликон-опера" премьеру оперы "Сельская честь" в постановке Дмитрия Бертмана.

Пьетро Масканьи
«СЕЛЬСКАЯ ЧЕСТЬ» 
Опера в одном действии
Либретто Джованни Тарджони-Тоццетти и Гвидо Менаши 
по одноимённой новелле Джованни Верги

Режиссер-постановщик – народный артист России Дмитрий Бертман
Дирижер-постановщик – народный артист России Евгений Бражник
Художник-постановщик – заслуженный художник России Игорь Нежный
Художник по костюмам – заслуженный художник России Татьяна Тулубьева
Художник по свету – заслуженный деятель искусств России Дамир Исмагилов
Хормейстер – заслуженный артист России Евгений Ильин
Хореограф – лауреат международных конкурсов Эдвальд Смирнов

Нина Романова

 

Поделиться статьей в соцсетях


Комментарии к статье

Выпуск №№35 (июнь 2020)

скачать | другие выпуски


Яндекс.Погода