Сергей Суворов: С чего начинается цирк?

19/10/2021

Заслуженный артист России Сергей Суворов рассказывает в интервью "Путёвым заметкам" о том, как стать хорошим клоуном, опасности каскадерских трюков, переполохе перед концертом с мировыми знаменитостями в Китае, неожиданном предложении Майкла Джексона и о том, почему роботизация никогда не сможет победить традиционный цирк.

С раннего детства родители дарят детям путешествие в сказку. Место, где исполняются все желания взрослых и детей. Воздушные гимнастки исполняют сложные трюки на высоте, канатоходцы балансируют под куполом, жонглёры не выпускают из рук булавы или мячики, а главные герои манежа – клоуны заставляют взорваться публику от смеха. За всем этим стоит огромный труд и большие репетиции. У нас сегодня в гостях серебряный клоун, стажёр цирковых легенд Юрия Владимировича Никулина, Олега Константиновича Попова и Михаила Николаевича Румянцева (более известного под сценическим псевдонимом «Карандаш»), заслуженный артист России, экс вокалист ВИА «Поющие сердца», каскадёр, пародист и просто доброй душевной натуры человек – Сергей Дмитриевич Суворов.

- Здравствуйте, Сергей Дмитриевич!

- Привет!

- Большое спасибо за то, что согласились принять участие в беседе!  

- Сергей Дмитриевич, театр начинается с вешалки, а с чего начинается цирк?

- По-моему, цирк, начинается со входа в цирк.

- Как за последнее двадцатилетие изменилась программа цирка? К примеру, сорок лет назад актуальным было шутить на квартирные вопросы. На манеже цирка можно было встретить Карандаша с батареями, которого спрашивали: «Куда ты идёшь?». На что он отвечал: «Иду заселяться в новую квартиру».

 Над чем смеется зритель?

- Сегодня сложно сказать над чем именно смеётся зритель. Есть клоуны - сатирики, есть клоуны - трюкачи, есть клоуны музыкальные эксцентрики, есть клоуны буффонадные, поэтому сказать конкретно над чем смеётся зритель очень сложно. Он смеётся над клоуном и над собой.  Когда клоун талантлив, неважно какую тему он берёт.

- Артист, в вашем случае, это дело семейное. Вы пошли по стопам папы, только Дмитрий Алексеевич, актёр театра детских кукол, но, несмотря на это, он долго Вас отговаривал идти в артисты цирка. Почему?

- В душе он хотел, чтобы я был артистом, но не цирковым, так как он считал это не искусством, а ремеслом. Что такое ремесло? Это тяжкий труд. Изо дня в день одно и то же. Акробаты, подготовившие номер, должны его отрабатывать каждый день. Тройное сальто крутится так же и по-другому не может…

Когда я стал клоуном,  он пришёл в цирк (я в то время стажировался на Цветном бульваре у Юрия Владимировича), и, увидев меня в образе,  сказал: «сын, ты правильно выбрал профессию, потому, что  это - искусство!»

- Михаил Николаевич в начале творческого пути подражал образу Чарли Чаплина, но позже он пришёл уже к своему. Как родился Ваш образ?

- Мой герой именуется «Серебряный клоун». Я приверженец серебряного века и люди, знающие это и понимающие это, поймут меня.

Мой путь был очень долгим,  к нему я пришёл только к 30-ти годам,  хотя  на манеже  с 16-ти лет. Образы были самые разные. Когда работал в группе с двумя опытными коллегами, были такие понятия - белый, рыжий и красный. Я был белым. Молоденький цыплёнок, который увидел весь мир глазами ребёнка. Им я и был… Но потом начал отталкиваться от наших великих клоунов таких как, Леонид Георгиевич Ингибаров, Юрий Владимирович Никулин. Они работали без масок, практически без грима, и это мне было ближе всего. Когда человек надевает маску, он за неё прячется, а если без этих атрибутов, то это кажется мне намного интересней.

- Я помню в одном из изданий на вопрос «почему  выступаете без красного носа и парика?», вы ответили: «потому, что я не ряженный».

- Да.

- Разные ли Вы и Ваш персонаж?

- Нет, мой персонаж очень близок ко мне. Мы одно целое. Только в жизни я очень серьёзный. Многие думают о том, что семье клоуна повезло. Это не так, скорее наоборот. В семье я нудный и скучный. (Смеётся).

- В известной песне Аллы Пугачёвой есть такие слова: «Арлекино, Арлекино, нужно быть смешным для всех! Арлекино, Арлекино, есть одна награда – смех…». От кого легче получить эту награду от взрослых или от детей?

- Я бы не сказал, что легче получить награду от детей, их не обманешь. Если включаются в игру, то хотят быть внутри, и верят тебе безгранично.  Взрослые же понимают, что это игра. Каждый приходит к пониманию игры клоуна по- своему.

- Работа артиста требует большой самоотдачи. Владимир Мулявин, основатель «ВИА Песняры» заставлял свой коллектив репетировать порядка шести часов. Сколько по времени занимает ваша репетиция?

- Я репетировал всё время, хотя имею навыки в эквилибристике, в жонглировании. Продумываю каждый шаг на манеже. Своего рода образное мышление. Мне не обязательно выходить на манеж и делать какие-то шаги и движения. Это всё в голове, а потом, выходя на манеж, это исполняю, чаще всего импровизирую.

Артист обязательно должен репетировать. Если долго не кидал пять мячей, то вполне может не получиться. То же самое с кольцами, булавами, акробатикой.  Не размялся, долго не прыгал, - можешь травмироваться. Я репетирую ровно столько, сколько будет исполняться реприза.

- Чувство юмора - это врождённый навык или приобретённый? Всякий ли человек может быть клоуном?

- На мой взгляд, прежде всего должно быть желание.  Без него хорошим клоуном не стать, лучше не заниматься этим вовсе.

- Чем отличается юмор  отечественной клоунады от зарубежной?

- Любым зрителем воспринимаются классические буффонадные репризы, трюковые.  А когда говоришь на английском, да еще и ломанном, не все поймут, о чем речь. Вот почему Олег Попов назван Солнечным клоуном. Он же практически не разговаривал со зрителем.

В 60-е годы приезжали итальянские клоуны Фрателлини. Они совершенно отличались от наших. У них клоунады шли нон-стоп, у нас, например, начало репризы, середина и финал.

- Ваш талант многогранен, вы пародировали таких артистов как Валерий Леонтьев, Игорь Корнелюк, Адриано Челентано.  Как отреагировали на пародии эстрадные звезды?

- Адриано Челентано никак не мог реагировать, так как он не знал о моем существовании. А вот с нашими звёздами работали вместе, они прекрасно понимают юмор.  Тем более, что пародии у меня не были злыми, я имитировал их голоса, не искажал песни, не изменяя текста.

Что касается зрителей, то они меня долго не отпускали, не жалея аплодисментов и цветов, потому что это было новое.

О Суворовской науке побеждать

- Фамилия «Суворов» обязывает… Вы с твёрдым и внутренним стержнем «шли в бой», соглашаясь в качестве каскадёра принять участие в различных проектах отечественного кинематографа, в таких как «Невероятные приключения итальянцев в России», «Белое солнце в пустыне», «И это всё о нём» и т. п. От какой работы вы получили огромное удовольствие, где больше всего рисковали, и что впечатлило больше всего?

- Больше всего я рискнул в двух фильмах «Человек без паспорта» и «И это всё о нём» ( я дублировал прыжок с поезда героя Евгения Леонова).

В картине «Человек без паспорта» я прыгал с крыши на крышу пятиэтажного дома. Там был первый, затем второй, третий дубль.   Режиссёра не устраивал прыжок, и он просил ещё и ещё. В это время прокапал дождь, кровля стала скользкой. В шестой раз поскользнулся.   К счастью, зацепился кончиками пальцев за другую крышу… Чуть не довёл до инфаркта режиссёра. Все думали, что я разобьюсь.  Я удержался и забрался на крышу. Именно этот дубль вошёл в фильм.

В фильме «И это всё о нём»» я попросил машиниста паровоза, чтобы он развил скорость 60 км/ч. Вся площадка была усыпана песком, всё проверили…  Но машинист разогнался не 60 км/ч, а 80. Прозвучала команда: мотор, камера. Я прыгнул и под кирзовый сапог попал камень. Я сделал несколько кувырков, уткнулся в песок, стиснул зубы и кричу: «несите нож!» Никто ничего понять не может. Сам вправил стопу, разрезал сапог, и нога стала в четыре раза больше! После этого меня увезли на «скорой». Хирург удивился: «Как у тебя не лопнула ахилла, она у тебя что резиновая?».

Получил тогда сильное растяжение и разрыв связок. После этого  уехал работать, в Костроме перед работой замораживали ногу, и я шел на манеж.

Переполох перед концертом с мировыми знаменитостями

- Как эстрадный артист вы гастролируете и за рубежом с программой «Звёзды». Поделитесь с нашими читателями впечатлениями о поездке в Китай.

- Начнём с того, что я не знал, куда мы едем. Мне позвонил Борис Клюев и предложил поехать в Китай на пять дней, но не сказал, какая там будет программа. Спросил: «сколько ты хочешь?». Я не особо хотел ехать и ответил: «500». По тем временам такая сумма как 500 долларов за одно представление была огромной, а шоу было пять. Он говорит: «не вопрос, пять реприз, завтра вылет».  Я взял паспорт, приехал в Москву.

В посольстве мне поставили визу. В самолёте встречаюсь с тенором Большого театра Александром Подболотовым. Бородач двух метров ростом, с большим крестом на груди, почти как Паваротти. Он тоже не знал, куда мы едем. Когда прилетели в Китай, и нас встретил лимузин, мы поняли, что здесь что-то не то. Увидели плакат, на котором были изображены Патрисия Каас, Майкл Джексон, знаменитейший китайский актёр Голливуда - Джеки Чан. Мы переводчика спрашиваем: «что это?». «Это ваш концерт, где вы будете участвовать». Нас поселили в люксовые номера пятизвездочного отеля. Всё это было словно во сне. Сперва сомневался, правда ли это.

Первая репетиция, огромная сцена во дворце спорта, вмещающая 25 000 человек. Я должен выходить первым. Когда вышел, то увидел, что зал полон. А  я не в костюме, повернулся к  Подболотову: «Почему так много народу?».  Вдруг подходят секьюрити, всех звёзд вывозят из зала спорта в другую гостиницу непонятно почему…

Я подумал «теракт», спросил переводчика с просил: «Что случилось?». Он: «Ну ты же сказал, что в зале много народа, и режиссёры поняли, что звезда СССР возмущена».

И выгоняют из зала - тех, кто обслуживал шоу, а они пригласили родственников и хотели посмотреть с ними хотя бы репетицию… Естественно, что они возненавидели артистов. Билет стоил 200 долларов, для них это двухмесячная зарплата. Мое удивление тем, как  много людей сидит в зале, приняли за недовольство. А мы четыре часа ждали, когда всех эвакуируют…

Майкл Джексон: «А можно я с вами сфотографируюсь?»

Во время репетиции вместо разминки пел песню «Катюша». В конце ко мне подошли и спрашивают:  «могли бы в конце пародии спеть эту песню на китайском языке?». Я говорю, что китайский не знаю. Спеть один куплет на русском, а один - на китайском? Придумали на гитару приклеить текст русскими буквами по-китайски. И когда я на самом концерте вышел, исполнил первый куплет на китайском и начал петь на русском, и смотрю - весь зал стоит и вместе со мной на русском поёт стоя. Это для меня было шоком. Именно эта композиция и «Подмосковные вечера» считаются у них гимнами.

После концерта ко мне в гримёрку заходит Майкл Джексон с охраной, переводчиком. «Что за песню вы пели, что вместе с вами пел весь зал?» Я сказал, что это русская песня «Катюша», которая родилась во времена Великой Отечественной войны. После чего он меня спросил: «А можно я с вами сфотографируюсь?» Это для меня был шоком, он же звезда мирового уровня, обычно как правило, с ним все фотографируются.

Роботизация цирка -  миф или реальность?

- Верите ли Вы в роботизацию цирка, в то, что артисты будут заменены роботами?

- Это уже есть сейчас. Световые эффекты, голограммы. Уже во многих цирках это присутствует. Замена животных. Следствие волны зелёных. Пропадает эффект чувства – запаха, когда это иллюзорно. Создается впечатление, что ты в кинозале, не в цирке.

Конечно, как таковой традиционный цирк будет существовать. Что такое цирк? Это показ возможностей человека. Он может стоять на одной руке, на одном пальце, делать четыре сальто мортале, переворачиваясь, покорять своей воле тигра, льва, необязательно методом кнута и пряника, а любовью. Не заставляя делать то, что ему несвойственно. Я работал в такой программе, которая называлась «Цирк больших зверей». Есть такая дрессировщица Инна Забелкина. Она дрессирует своих артистов только с любовью, учитывая способности животного.

Спасибо большое Сергей Дмитриевич! Желаем Вам больших успехов в жизни, здоровья Вам и Вашей семье!

 Кстати,    с 2013 года знаменитый клоун живёт с семьей в Анапе. Сергей Дмитриевич и его близкие -глубоковерующие люди, важным считают посещать воскресные Богослужения и духовно развиваться.  Супруга Александра - учитель детской воскресной школы. У них двое детей - Александр и Павел.  Саша занимается програмированием, руководит отделом разработки. Павел обучается на программиста, раньше он работал ассистентом в цирке, гастролировал с труппой от Московского Росгосцирка. Свободное время семья предпочитает проводить на природе, одно из любимых занятий - рыбалка.

Алиса Воронина,учитель английского языка в МБОУ СОШ 4.

Фото из семейного архива.

От редакции: благодарим за материал семью Суворовых и автора Алису Воронину, которая считает, что "значение общения с человеком нельзя переоценить. Это прежде всего понять его образ мысли, пройденный опыт и его искусство жить".   

 

 

 

Поделиться статьей в соцсетях


Комментарии к статье

Выпуск №№35 (июнь 2020)

скачать | другие выпуски