«Не каждый день рождаются Мережки»: вечер памяти народного артиста РФ Виктора Мережко состоялся в Анапе
Самородок и метеор, романтик и рентген, денди и прожжённый морской волк, классик и хулиган, гений и греческий бог, инженер женских душ и ребёнок в одном лице, - совсем немного оставалось Виктору Мережко, чтобы отметить 85-летний юбилей, но его не стало.
«Уход Виктора Ивановича Мережко стал для всех шоком, - начинает вечер памяти народного артиста России Ирина Шевчук в рамках XXXI-го Международного кинофестиваля «Киношок-2022» в Анапе, - он был здоровым, спортивным, энергичным, молодым. Никто не помнил, сколько ему лет, никто и не спрашивал! И у него было много планов. Все говорили: как такое могло случиться с Витей?»
Да, артисты с большой буквы имеют право называть его Витей, - слишком многое было вместе пройдено и прожито за годы становления кинофестиваля «Киношок».
В зале городского театра приглушен свет, на экране - портрет «денди» и «романтика»: знаменитые тёмные очки (визитная карточка сценариста) – в руках маэстро. Во время выступления артистов заставка с улыбающимися глазами сменяется звёздным небом цвета индиго. И вот оттуда – со звёздного неба - он продолжает смотреть на нас, инженер человеческих душ…
Вечер ведут заслуженная артистка России и Украины, лауреат премии Ленинского комсомола, актриса театра и кино, вице-президент фестиваля «Киношок» Ирина Шевчук и президент фестиваля кино и театра «Амурская осень», продюсер, режиссёр, киновед, председатель оргкомитета фестиваля «Киношок» Сергей Новожилов.
Ирина Борисовна открывает торжественно-печальный вечер с особенной теплотой в голосе: «Память – это очень важно: благодаря таким ситуациям начинаешь понимать, что нужно принимать ближнего, какой он есть, беречь каждый росточек дружбы. Мы будем вспоминать о нём тепло и весело, ведь он был весёлым человеком! Помню, как он, как ребёнок, подрывался на все наши придумки, и это было так здорово! В станице Гостагаевской Мережко даже посвятили в казаки! Когда «Киношок» только начинался, мы с Сергеем Новожиловым решили, что мы слишком скромные, и для организации фестиваля нам нужен третий, нейтральный человек. Выбор пал на Виктора Ивановича Мережко, он вёл тогда «Кинопанораму» (1989-1995, прим.автора) на Первом канале и на канале «ТВ-6 Москва». Пришли к нему в мастерскую на улице Красноармейской. Виктору Ивановичу эта идея понравилась, и он стал президентом кинофестиваля. Так появился «Киношок», а само название «Киношок» придумала Тамара Тарасова. То было лихое время девяностых, шокирующие времена, а мы решили шокировать людей прекрасным!»
«Я помню, как мы с Ириной Шевчук начинали «Киношок», - продолжает режиссёр и киновед Сергей Новожилов, - в гостинице «Старинная Анапа» отключили свет, и мы стояли со свечками, а ведь у меня были хорошие воспоминания о курорте, когда я в 1971 году побывали здесь в пионерском лагере! Помню, мы встретились тогда с главой администрации города Валентином Машуковым. Он нам так сказал: «Помогать не смогу, но и мешать не буду!» В начале пути на сцене кинофестиваля побывали Маша Распутина, Наталья Крачковская, Евгений Матвеев, многие известные артисты, - в общем, это было сочетание не сочетаемого! В целом, первый «Киношок» не был похож ни на что другое. На сцене был песок, (мы же находились на Чёрном море), зрители заходили через импровизированные кабинки для переодевания, между сиденьями лилась вода, падали каскадёры, изображающие отдыхающих. Пресс-коференции проходили в бассейнах! Вообще, первые пять лет были безмятежными: мы жили в санатории «Мечта», и там, на входе стояли ели. На этих елях были развешаны фотографии со знаменитыми артистами. И Виктору Ивановичу это нравилось: он был хулиганом в душе. Хотя случались у нас и расхождения: мы оба Львы по гороскопу, и у нас на протяжении стольких лет были разные ситуации. Буквально в прошлом году мы виделись на мероприятии. Общались. Ничто не предвещало трагедии. Сегодня я благодарен Мережко за моё становление: вместе с ним мы делали первые шаги в худсовете Дома кино».
В последние годы Виктор Мережко ушёл «на заслуженный отдых», и огромный труд по организации фестиваля пал на плечи хрупкой Ирины Шевчук.
Сценарии он всегда писал гениальные, вспоминает Шевчук, а тут решил сам стать режиссёром!
Как же жил последние годы знаменитый Мережко, кумир многих, красавец-мужчина, пример для подражания современного поколения киносценаристов?! Ведь не секрет, что многие сценарии он писал конкретно под знаменитых артистов и не хотел отдавать их «на растерзание» другим. Судя по воспоминаниям его современников, Мережко иногда даже целовали за сценарии – и не только женщины, об отношениях с которыми даже сегодня, после его кончины, ходят настоящие легенды, но даже мужчины-актёры! Настолько многогранен и неиссякаем был талант маэстро!
По воспоминаниям коллег и ближнего окружения Виктора Ивановича, Москва последнее время душила его, а Санкт-Петербург с широкими проспектами, старинными зданиями, дворцовыми площадями, музеями и особым, отдохновенным отношением к жизни, вошёл в его сердце глубоко и надолго.
Это золотое время в северной столице он посвятил съёмкам фильмов и сериалов, и даже мультфильмов по собственным сценариям.
У этого человека, действительно, было много планов: казалось, он только начинал разбег, этот вечный двигатель современного российского кино. Кино, всегда полного драмы, как и жизнь каждого русского человека…
Вот что говорит о планах знаменитого Мережко Анатолий Чижиков, председатель жюри «Киношок-2022», генеральный продюсер кинокомпании «Фаворитфильм», лауреат премии «Лучший продюсер стран СНГ, Латвии и Эстонии», продюсер и сценарист: «За полгода до ухода из жизни Виктор Иванович написал сценарий «Бедный олигарх» - для кинорежиссёра Владимира Краснопольского (народный артист РСФС, прим. автора). Из-за пандемии и других причин съёмки фильма несколько раз откладывали, а несколько дней назад (23 сентября 2022 года, прим. автора) от нас ушёл и сам Краснопольский. Даст Бог, они ТАМ снимут что-то вместе…»
Без сомнения, у Мережко осталось много задумок, которые, возможно воплотят в жизни его сын и дочь. Иван Мережко – популярный сегодня деятель киноискусства, дочь Мария – актриса и телеведущая. (По словам детей, без отца, который так и не привёл в дом мачеху после ухода из жизни любимой супруги, они остались, словно дерево без корней).
Впрочем, зачем вспоминать о нём с грустью, если за плечами артиста остались настолько сокровенные и ценные картины, плоды его интеллектуального труда, которые, возможно, перевешивают по весомости иные современные телесериалы?
Без сомнения, российский кинематограф продолжает думать о судьбе народа, человека, о судьбе русской женщины, но фильмы, уже созданные Мережко годы назад – нет, их не положишь на полку! Ведь до сих пор по его проектам учится молодое поколение кинематографистов: образы, стилистику, героев для кинопроб многие берут у него.
Всего у него было пятьдесят фильмов, пятнадцать пьес и двенадцать мультфильмов! Семьдесят семь сценариев: семь было его любимое число, вспоминают коллеги артиста. «Здравствуй и прощай» (1972), «Трын-трава» (1976), «Вас ожидает гражданка Никанорова» (1978), «Родня» (1981), «Полёты во сне и наяву» (1982), «Одинокая женщина желает познакомиться» (1986), «Прости» (1996), «Забавы молодых» (1987) , «Ночные забавы» (1991), «Курочка Ряба» (1994), - вы тоже выросли на этих фильмах?!
Далее были (и есть) телесериалы «Сонька Золотая ручка» (2007, 2010) и другие, более поздние работы. Он и сам снимался в криминальных сериалах («Сонька Золотая ручка», «Рэкет», «Крот»).
Народная артистка России Людмила Зайцева, звезда которой взошла благодаря фильму «Здравствуй и прощай» (реж. В.Вельников, сцен. В.Мережко, 1972), так рассказывает о своём учителе и коллеге по цеху: «Помню, как мы ездили в Ростов-на-Дону. На Викторе Мережко были чёрные очки, гипюровая рубашка, он был одет, как денди. С ним рядом была красавица-жена Тамара Захарова – в модных тогда босоножках на платформе. Всё вокруг было в оцеплении. Во время перерыва я вышла за ограждение, а обратно меня уже не пустили. Я говорю: я тоже актриса, а мне говорят: какая вы актриса? Актриса вон сидит – нога на ногу, а вы кто? Но потом меня пустили на съёмочную площадку. Несмотря на разный опыт, мы всё равно подружились во время репетиций. Отмечали вместе праздники. Большая удача фильма «Здравствуй и прощай!» – именно в сценарии Виктора Мережко. Я до сих пор узнаю его настроение, интонацию и почерк даже по фильмам, которые раньше не видела – в любом сценарии, пьесе, фильме. Вот, к примеру, в одном из его фильмов «Собачий пир» (реж. Л.Менакер, сцен. В.Мережко, 1990) такой потрясающий сценарий о судьбе простой русской женщины! Витя очень понимал женский характер: как он выписывал женские роли, как он любил людей, как понимал их! Откуда он знал, о чём они думают, о чём страдают? О Викторе Ивановиче можно говорить бесконечно: мы любили вместе петь, мы были из одного теста, замеса и земли. У него было потрясающее чувство юмора!»
Заслуженная артистка России, обладательница призов «За лучшую женскую роль» фестивалей «Киношок», «Бригантина» и кинопремии «Ника», актриса театра и кино Галина Бокашевская, которая принимала участие в вечере памяти, посвящённом Мережко, так говорит о герое статьи: «Мне посчастливилось сниматься в фильмах самого Виктора Мережко и его сына - Ивана Мережко. Я одна из многотысячных поклонниц таланта Мережко. Когда я впервые увидела его, я подумала, что это греческий бог! Так он выглядел в смокинге, в любимом шарфе, в очках, высокий (при росте 182см вес 79 кг, прим.автора!»
Из интервью Никиты Михалкова, народного артиста РСФСР, кинорежиссёра, сценариста, продюсера, в документальном фильме про Виктора Мережко, который сняли киношоковцы: «Витя был очень щедрым драматургом. Самородок, метеор, он всё принимал с детским восторгом, жаль, что он так рано ушёл от нас!»
И ещё одна фраза из документального кино, ставшая лейтмотивом и заголовком статьи: «Не каждый день рождаются Мережки!»
Участие в вечере памяти народного артиста Российской Федерации Виктора Мережко приняли также ведущий кинофестиваля «Киношок», актёр театра и кино Максим Колосов, актриса театра и кино Алина Балахонова, актёр театра и кино Сергей Балашов.
Прекрасное стихотворение автора Ирины Афанасьевой со сцены прочитала ведущая фестиваля «Киношок», актриса театра и кино Александра Афанасьева-Шевчук, или, как её называют, «фестивальный ребёнок».
Она выросла на глазах участников фестиваля, поделилась со зрителями гортеатра Ирина Борисовна Шевчук.
Ну, а сегодня всё повторилось: уже юная дочь Саши Шевчук – двухлетняя Елизавета Гузеева – ездит с мамой и папой на «Киношок», принимает участие в мастер-классах фестиваля наравне со взрослыми актёрами. Так трогательно видеть, когда эта малышка выглядывает из-за кулис... Может, перед нами будущая ведущая «Киношока»?!
Вот так, на глазах неравнодушного зрителя, и рождается новое поколение артистов. И в этом есть то тёплое и душевное, что несёт в себе «Киношок», который давно уже стал родным и «домашним» для анапчан и гостей курорта.
И каждый вечер памяти, посвящённый любимым артистам, ушедшим из жизни, - лишнее тому подтверждение!
Анна Маторина, журналист, писатель,
Золотое перо Кубани, победитель конкурсов «Свой почерк», «Я автор».
Фото:
Анна Маторина, 2022 год
Анна Маторина, 2009, 2010 годы
Фотограф Михаил Бухарин
Сайт Киношок.ру
(Ирина Каледина, Василий Шолом, Дмитрий Коробейников, Наталья Четверикова, Игорь Шагов)
02.10.2022
Поделиться статьей в соцсетяхКомментарии к статье