Приз за мужество – женщине: народная артистка Людмила Зайцева на малой родине

10/10/2022

Павел Луспекаев (1927-1970) – заслуженный артист РСФСР, награждённый Госпремией России посмертно. Участник Великой отечественной войны. Актёр театра и кино (47 фильмов и спектаклей: «Мёртвые души», «В прекрасном и яростном мире», «Три толстяка»).

В «Белом солнце пустыни» (реж. В.Мотыль, 1970) сыграл Верещагина - персонажа настолько харизматичного, что порой его называют главным героем фильма.

За что его роли называют подвигом кинематографа? У Павла Борисовича была травма руки. Он пережил ампутацию ступней обеих ног. И продолжал работать!

Сегодня уже призом «Госпожа удача» имени Луспекаева на кинофестивале «Киношок» награждают выдающихся деятелей киноискусства (С.Никоненко, И.Нинизде, Ю.Беляев).

2022 год принёс награду народной артистке РСФСР Людмиле Зайцевой, звезда которой взошла благодаря советским кинофильмам «Здравствуй и прощай» (реж. В.Вельников, 1972), «А зори здесь тихие» (реж. С.Ростоцкий, 1972), «Печки-лавочки» (реж. В.Шукшин, 1972), «Москва, любовь моя» (реж. А.Митта, К.Ёсида, 1974).

Советская и российская актриса снялась более, чем в шестидесяти картинах, из которых последние «Хор» (реж. А.Райнер, 2022), «Восемь бусин на тонкой ниточке» (реж. М.Ким, 2017), «Тихий Дон» (реж. С.Урсуляк, 2015)

Приз «Госпожа удача» вручается за мужество, честь и достоинство в профессии киноартиста, и тут самое время обратиться к биографии актрисы, которая, как может предположить читатель, была полна страданий и лишений. В жизни Людмилы Васильевны не было острых моментов, как у того же Луспекаева, но интересен сам творческий путь становления её как актрисы.

В юности она пережила многое: от неприятия в родной семье до работы уборщицей и штукатуром, от неразделённой любви до долгого поиска своего места под солнцем.

А вот тут самое интересное: каждый раз, получая отказы – как в личной жизни, так и в творчестве, – она оставалась человеком и, не теряя веры в себя, продолжала идти вперёд. Что заставляло не сдаваться юную кубанку? (Зайцева родом с Кубани: х.Восточный Усть-Лабинского района, 200км от Анапы, где проходит фестиваль «Киношок»).  

Естественно, несгибаемая воля настоящего кубанца: любимая многими артистка так и называет себя - «крупная, статная кубанская девушка»: «Я родилась и выросла на Кубани: это не мой выбор, так судьба распорядилась, но я очень люблю свою малую родину и, конечно, людей на Кубани – трудолюбивых, ярких, поющих. Жаль, что до сих пор, кроме «Кубанских казаков» (реж. И.Пырьев, 1949), нет фильмов о Кубани, о кубанском характере - настоящем, национальном, который позволяет нам, кубанцам, узнавать друг друга».

Ну, и конечно, удерживало на плаву юную артистку призвание, которое нужно было прочувствовать, принять в себе и не спугнуть, как птицу счастья. Вот в чём, возможно, главный источник внутренней силы нашей героини! Она мечтала стать великой артисткой, а начинала с нуля, без протекции, без поддержки семьи, без материальной базы. На кинопробы (сейчас на кастинги) ходила в простеньком ситцевом платье. Порой даже подруги делились с ней вещами, вспоминает актриса: «Помню, как мы в 1972-м году ездили в Ростов-на-Дону, на съёмки фильма «Здравствуй и прощай» (реж. В.Мельников, 1972). На сценаристе Викторе Мережко были чёрные очки, гипюровая рубашка: высокий, с бородой, он был одет, как денди. С ним рядом была красавица-жена Тамара Захарова – в модных тогда босоножках на платформе. Всё вокруг было в оцеплении. Во время перерыва я вышла за ограждение, а обратно меня уже не пустили. Мне нечего было особенно надевать. Я была в простом ситцевом платье. Я говорю: я тоже актриса, а мне говорят: какая вы актриса? Актриса вон сидит – нога на ногу, а вы кто? Но потом меня пустили на съёмочную площадку. Несмотря на разный опыт, мы всё равно подружились во время репетиций. Отмечали вместе праздники, любили вместе петь, - мы были из одного теста, замеса и земли».

Даже после фильма, в котором она прекрасно справилась с главной женской ролью Шуры Ярмолюк, Зайцева не возгордилась, а продолжала оставаться «маленьким человеком». Хотя именно после этих первых ролей её стали узнавать на улице, приглашать в театры, а до этого, что называется, «в упор не видели».

Она немного стеснялась и своего роста, и одежды, и того, что была уже «переростком». Одно время Зайцева готова была идти в массовку. Нужно было зарабатывать. Актриса сама считала, что «задержалась» на студенческой скамье: поздно окончила Щукинское училище. Даже сегодня, будучи народной артисткой, она ведёт простую жизнь, в которой главное место занимает дочь – тоже актриса Василиса Воронина, названная в честь Василия Шукшина.

         «Когда мне предложили сыграть сержанта Кирьянову, старшую над девочками в фильме «А зори здесь тихие» (реж. С.Ростоцкий, 1972), я подумала, что это неважный, проходящий персонаж. Но потом мне понравилось, я подумала, что мне подойдёт эта роль: я была крупная, статная кубанская девушка. Меня утвердили прямо в моём ситцевом платье и зелёных медицинских серёжках. Мне только что прокололи уши», - вспоминает Людмила Зайцева.

В мягком полумраке гортеатра, на вечере памяти режиссёра Станислава Ростоцкого, ради которого она специально прибыла в Анапу, Людмила Васильевна, сохранившая осанку «кубанской девушки» и военную выправку сержанта Кирьяновой, поделилась воспоминаниями: «Прочитала в журнале повесть «А зори здесь тихие» (Борис Васильев, 1969) и поняла, что мне срочно надо попасть на киностудию к Ростоцкому. Я, конечно, знала его фильмы. Мне по знакомству сделали пропуск, и я пришла напрямую к нему и сказала, что читала повесть. Он спросил, кого бы я хотела сыграть. Я ответила, - Васкова. Тогда Ростоцкий ответил, что я не Сара Бернар (французская актриса, 1844-1923, прим. автора), чтобы играть женщину-Гамлета... Нам дали настоящего майора, чтобы вжиться в роль: он учил нас ползать, ходить строевым шагом, а мы на тот момент не умели даже носить военную форму. Однако во время длительного съёмочного процесса нам пришлось буквально жить и спать в гимнастёрках и портянках. Когда мы появлялись где-нибудь в таком виде, у нас спрашивали, это что, такая новая мода?»

Вечер памяти, посвящённый столетию со дня рождения режиссёра С.Ростоцкого, «киношоковцы» совместили ещё с одной датой - 50-летием фильма «А зори здесь тихие» (1972).

И в этой связи неплохо было бы вспомнить, что повесть Бориса Васильева пережила четыре экранизации: телеспектакль (реж. И.Рассомахин, П.Шелохонов, 1970), фильм (реж. С.Ростоцкий, 1972), сериал (реж. М.Вэйнин, 2005), фильм (реж. Р.Давлетьяров, 2015).

Если собрать все просмотры этой кинодрамы о женской судьбе во время войны, которая до сих пор, спустя десятки лет, вызывает слёзы на глазах и справедливо считается культовой историей, то количество зашкалит за 400 миллионов по всему миру (только по официальным данным).

Судя по комментариям и многочисленным отзывам в интернете, российский зритель до сих пор остаётся верным фильму Станислава Ростоцкого.

Судить о фильмах - задача кинокритиков, но всё-таки, в связи с 50-летием фильма, в котором блистательно сыграли «киношоковцы» Людмила Зайцева и Ирина Шевчук, и в связи с вручением приза «Госпожа удача» самой Людмиле Зайцевой, хотелось бы сравнить две версии экранизации повести Васильева - 1972 и 2015 года.

В первую очередь, низкий поклон самому автору произведения Борису Васильеву (1924-2013), талант которого до сих пор будоражит умы кинематографистов.

  Во-вторых, благодарность за неподдельный интерес к военной истории обоим режиссёрам.

Разумеется, это две разных истории – не только в плане подачи материала, но и в плане прочтения главных героев, хотя материал-прототип один и тот же. Даже реплики главных героев и хронология событий в обеих экранизациях совпадают.

Хотя бывают и другие варианты, так рождаются фильмы по мотивам произведения.

Так произошло с очередной экранизацией романа «Анна Каренина» (1873) Льва Толстого. Постановка режиссёра Карена Шахназарова 2017-го года кардинально отличается от самого романа – в первую очередь, из-за смены фокуса с главных героев романа на второстепенных.

Стоит отметить, что «Анна Каренина» - самое экранизируемое произведение не только в России, но и во всём мире (Россия, США, Великобритания, Франция, Италия, Германия).

Так что для повести Б.Васильева «А зори здесь тихие» четыре экранизации - возможно, только начало! Отраден тот факт, что на неё обратили внимание даже в Китае.

Но кто знает, что ждёт нас в будущем? Как увидел бы эту повесть Фёдор Бондарчук? Никита Михалков? Данила Козловский? Александр Золотухин? А как же плеяда сильных женщин-режиссёров? Рената Литвинова? Валерия Гай Германика? Анна Матисон?

Однако, возвращаясь к фильму Ростоцкого, в котором снялась героиня нашей статьи Людмила Зайцева, с чего, в первую очередь, мы хотели бы начать сравнение?

Конечно, с исполнителей главных ролей.

Людмила Зайцева в роли сержанта Кирьяновой - какая она? Сама Людмила Васильевна вспоминает, как жутко робела перед съёмками. На эту роль приглашали завидных, богато одетых актрис, маститых, с опытом. А она была «девочкой». «Помню ощущение от первого съёмочного дня, - вспоминает народная артистка, - это был ужас. Тем более, роль у меня была – сержант Кирьянова – взрослая девушка, которая прошла уже карельский фронт, руководила целым взводом девчат. Приехали, выгрузились, надели гимнастёрки, подпоясались, повесили наганы – и вперёд. А тем временем, я боялась даже звуков выстрелов, просила, чтобы мне вставляли вату в уши. Прямо на съёмочной площадке стояли настоящие зенитки, и Ирочка Шевчук случайно задела одну ногой, послышались звуки стрельбы. Я спряталась, а Шевчук подумала, что убила меня!»

Роль сержанта Кирьяновой в фильме 2015 года сыграла Екатерина Вилкова (фильмы «Ученица Мессинга», «Последний богатырь», «Убить Сталина») - молодая российская актриса с большими выразительными глазами, особенным, запоминающимся выговором. С поклонниками Вилкова поделилась, что съёмки в культовом фильме дались им нелегко: героиням приходилось ходить в портянках, проходить топи, стрелять из оружия, исполнять трюки.

«Времена меняются, и восприятие людей тоже меняется. Сегодня сложно молодёжи смотреть старые картины, потому что там чуть-чуть другой ритм, чуть-чуть другие лица. Неизвестно, кому они поверят больше, – сегодняшним героиням, у которых наши лица, или тем героиням, которые были там, в советских картинах. Поскольку меняется восприятие, мне кажется, должен меняться и язык… Технологии шагнули вперёд, изобразительный ряд изменился. И, наверное, сейчас есть возможность показать какие-то чувства, какие-то эмоции несколько иначе, не так, как раньше. Некий момент свободы появился сегодня», - гласит комментарий от 26.04.2015 на страничке фанов молодой актрисы m.ok.ru.

И, действительно, изобразительный ряд последней версии фильма очень насыщенный. Зрелищные бои, трюки (лошадь, которая переворачивается с наездником), грохочущие зенитные орудия, озаряющие вспышками вражеские самолёты, панорамные съёмки с высоты птичьего полёта (съёмки обоих фильмов велись на территории Карелии, - всем этим изобилует кинокартина Давлетьярова.

Музыка в фильме Ростоцкого (композитор Кирилл Молчанов) трагическая, а где-то торжественная. Саундтрек в фильме Давлетьярова заявляет о себе во всю мощь (композитор Роман Дормидошин, группы «Любэ», «Альфа»). Даже песни в казарме две «Комельковы» исполняют разные. А ведь романс «Нет, не любил он» (А.Гуэрчиа, М.Медведев) рефреном звучит из уст Женечки Комельковой в финале фильма - прямо перед её смертью. Эта «последняя» песня в исполнении Ольги Остроумовой отзывается болью до сих пор в сердцах миллионов россиянок!   

К тому же, эта песня такая женская, это настоящая песня-страдание, характерная для широкой русской души. В целом, С.Ростоцкий задумывал драму, как историю о судьбе женщины на войне. Читая повесть, он искренне недоумевал, как девушки, которые призваны рожать, могут воевать. Вот почему, по его замыслу, даже в военном фильме актрисы должны были оставаться настоящими женщинами.

Сцена, когда Федот Васков натыкается на верёвку с женским бельём, показана одинаково с юмором и у Ростоцкого, и у Давлетьярова. Васков сконфужен. В этом диалоге между Васковым и Кирьяновой как раз и проявляется их первая явная конфронтация.

Кстати, с ролью Васкова прекрасно справились и Андрей Мартынов, и Пётр Фёдоров. Согласно повести, Васкову было всего 32 года. Так вот, в версии 50-летней давности Мартынов играет мужчину гораздо старше этих лет, и девушки справедливо называют его «старичком». В финале картины он очень естественно начинает играть «брата», или даже «отца» девушкам-фронтовичкам. В новой версии «зорь» Васков - бравый усатый парень в исполнении Фёдорова. И то, что юная Лиза Бричкина (Елена Драпеко в 1972 году и Софья Лебедева в 2015 году) влюбляется в него (разумеется, за неимением другой кандидатуры), выглядит, возможно, более правдоподобно.

Обратили внимание на «первую любовь» деревенской девушки-зенитчицы? В 1972 году эту эпизодическую роль сыграл Владимир Ивашов (десятки фильмов, многократно награждён различными кинопремиями). В 2015 году безымянного гостя Бричкиных играет сам Алексей Барабаш! Прекрасный киноактёр с внешностью красавца и  любимца женщин!

Образ Евгении Комельковой… Кто из советских мальчишек не был влюблён в эту роскошную блондинку в исполнении Ольги Остроумовой? Русалочья кожа, длинные пышные волосы, женственная фигура, – от одного взгляда на эту актрису, ещё и в нижнем белье, мужчины буквально немели. До сих пор сцены с Остроумовой выглядят завораживающе. Зритель, кажется, изнемогает от красоты женского тела и одновременно обливается холодным потом в сцене купания девушки перед немцами!

Кстати, на удивление, сцена в бане с полуобнажёнными женскими телами в фильме С.Ростоцкого показана целомудренно. (От сцены с «обнажёнкой» в Китае отказались совсем). Ну, а в современном фильме этой сцене придали особое значение - со всеми подробностями. Особенно на общем фоне «банного дня» выделяется модельная внешность молодой российской актрисы Евгении Малаховой. Талантливая певица из группы «Reflex» (группа обладает 17-ю музыкальными премиями) сыграла в фильме Давлетьярова «русалку» Комелькову по-своему, современно! (Кстати, актриса – супруга режиссёра).

А вот что о сцене в бане вспоминают актрисы Людмила Зайцева и Ирина Шевчук: «Во время съёмок сцены в бане – одной из самых пикантных – мы чувствовали себя скованно и прикрывались, кто шайкой, кто веником, кто тазиком. Такой аккуратной, целомудренной получилась эта сцена в бане… Но Станислав Иосифович Ростоцкий пообещал нам, что мы будем гордиться этими кадрами спустя годы, что именно киноплёнка сохранит нашу молодость и красоту навсегда!»

Персонаж командира Осяниной, с тех пор, как была написана повесть, также сыграли несколько актрис. Итак, Рита Осянина - Ирина Шевчук. Кукольное личико. Она часто страдает из-за воспоминаний о муже, о сыне. Она сострадает красивой, но неудачливой в любви Комельковой. А вот перед нами уже девушка с кругами под глазами - в той самой предсмертной сцене прощания с Васковым

И новая Рита Осянина - Анастасия Микульчина. Девушка со строгим лицом, жёсткая и уверенная в себе! Она также прекрасно смогла показать, как может любить, когда ходила туманными ночами навещать сына. Но, тут уж выбор за тобой, читатель!

Чем ещё отличается новый фильм от картины полувековой давности? В новом фильме есть рассказчик (сам Сергей Гармаш), повествование ведётся от лица сержанта Васкова. Истории главных героинь – пятёрки, которая отправилась с Васковым за немцами по горячим следам, - разбиты по главам для облегчения восприятия.

Кроме того, бюджет нового фильма составил 220 миллионов рублей. Бюджет советской кинокартины точно неизвестен, но со слов Ирины Шевчук и Людмилы Зайцевой о нём можно приблизительно составить мнение, судя потому как Ростоцкий чуть ли не за свой счёт шил девушкам платья на презентацию фильма. (Отметим, что отношения между членами съёмочной группы были практически семейными, а Ирина Борисовна до сих пор тепло и душевно называет Людмилу Васильевну «заей»).

 «Нам не нужно было играть в войну: мы были послевоенные дети, дети победителей, дети той эпохи. Наши родные прошли настоящую войну, были на фронте. Вот почему не всегда новые фильмы о войне так откликаются в душе, а фильм «А зори здесь тихие» Станислава Ростоцкого получился таким душевным и настоящим!» -подводит итоги нашей попытке сравнить два этих чудесных фильма сама Людмила Зайцева.

Приз «Госпожа удача» имени Павла Лукспекаева в виде хрустальной птицы народной артистке РСФСР Людмиле Зайцевой в Анапе вручили заслуженная артистка России и Украины, лауреат премии Ленинского комсомола, актриса театра и кино, вице-президент фестиваля «Киношок» Ирина Шевчук и президент фестиваля кино и театра «Амурская осень», продюсер, режиссёр, киновед, председатель оргкомитета фестиваля «Киношок» Сергей Новожилов.

Статуэтка в форме птицы знаменует ту самую птицу счастья, которую нужно схватить за хвост, ведь каждая птица любит свободу. А она, Зайцева, наша землячка смогла!

Анна Маторина

Фото Анна Маторина и сайт kinoshok.ru

Коллаж Яндекс Дзен, yablor.ru jiyuu.su 

09.10.2022

Поделиться статьей в соцсетях


Комментарии к статье