История "Киношока" или до чего доводит озорство серьезных людей

04/12/2015

Про озорство серьезных людей, стоявших у истоков  «Киношока» (серьезных людей представлять не надо, их все прекрасно знают)  рассказывает  создатель и руководитель пресс-центра фестиваля Вера Мусатова.

- Идея фестиваля возникла в 1991 году. Это был период безвременья, в том числе и кино-безвременья. Единственный в СССР государственный кинофестиваль по понятным причинам перестал существовать. Никто не знал, как организовать что-то взамен.    И вдруг в Сочи - на два года раньше «Киношока» - был создан «Кинотавр».  Но там показывали только российское кино. 

А как сделать такой фестиваль, где можно было бы показывать кино, которое снимается на всем постсоветском пространстве? Год у нас ушел на обдумывание. В 1992-м фестиваль в Анапе родился. Долго думали над названием прежде чем выбрали «Киношок» (и это неофициальное уже название упоминается едва ли не чаще, чем официальное). Как сказал, во время обсуждения мудрый Виктор Иванович Мережко, шок может быть разным: можно получить культурный шок от хорошего кино.

Начинался фестиваль с хулиганства. Мы действительно  шокировали публику, хулиганили  по-настоящему. Первую пресс-конференцию   провели в психбольнице. Собрали всю прессу, которую захотели аккредитовать, посадили в два автобуса. У всех были повязки на глазах.  На месте нужно было пройти, держась за натянутую ниточку … И только тут разрешили снять повязки. Никто сразу не понял, где находится: огромный зал, на стене над портретами выдающихся психиатров надпись: «Киномастер — это диагноз». За столом  в белых халатах и колпаках Виктор Иванович Мережко и Ирина Борисовна Шевчук клеят коробочки. Рядом скачет обезьянка... Раздаются крики, шум и в зал врывается в смирительной рубашке с завязанными рукавами Роман Григорьевич Виктюк.

Пресс-конференцию в «Мечте» ­- нашем первом санатории, а потом постепенно мы обжили почти весь Пионерский проспект, -  проводили, плавая в бассейне, а журналисты расположились вокруг.  Когда в воду с разбега запрыгнул какой-то лысый человек, никто не узнал  Махмуда Эсамбаева, потому что никогда не видели его без  знаменитой папахи.
Одну из пресс-конференций устроили в московском ЗАГСе. Под торжественный марш Мендельсона Ирина Борисовна Шевчук в наряде невесты и руководитель Краснодарского края в костюме жениха подписывали договор...

Как-то в одном из медиум-центров вызывали дух Веры Холодной, спрашивали его, как пройдет очередной фестиваль.

Постепенно «Киношок» взрослел и делался мудрее. Открытый фестиваль кино стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии занял уникальную нишу  Всесоюзного фестиваля. Как-то в интервью  радио «Свобода» на вопрос о том, почему анапский фестиваль так ярко зазвучал, я объясняла, что нас просто нельзя разъединить: у нас общая  история, многолетние культурные связи, личная дружба… Я так об этом рассказывала, что корреспонденты, бравшие интервью даже прослезились.

Сидя у экрана телевизора услышала, как в Госдуме говорили: есть один фестиваль, где серьезная работа по кино и серьезное обсуждение и анализ просмотренных фильмов – это фестиваль «Киношок» в Анапе. Это очень высокая оценка, говорю это как киновед и кинокритик. Главное на фестивале – это кино. На наших пресс-конференциях по фильмам  настолько интересные дискуссии, что и режиссеры и актеры обязательно стараются побывать на них. Эта традиция, о которой мечтают другие фестивали.

По фильмам на фестивале в Анапе мы стали судить о жизни других государств на постсоветском пространстве. Поначалу все праздновали свободу и независимость от России. Если и попадался в фильмах стран Прибалтики русский, то он обязательно  был отрицательным персонажем. Потом  мы увидели, к чему привела эта эйфория: фильмы стали тяжелыми, депрессивными. А потом у нас прошел итоговый «круглый стол» с таким говорящим названием «Опыт культурного одиночества. И знаки нового сближения».
Наш фестиваль это лаборатория кинопроцесса, по   которой можно судить о том, что происходит в России и странах СНГ и ближнего зарубежья.

– К нам не раз поступали предложения от других городов Краснодарского края проводить фестиваль на их территории. Но «Киношок» для кинематографистов – это Анапа, и наоборот. Это стало брендом. Когда мы приезжаем в Анапу, то испытываем эйфорию. Обычно на фестивале я редко выхожу за пределы киностаницы и мало, что вижу. А тут проехала по Пионерскому проспекту – такая везде красота. Сейчас Анапа – роскошный южный курортный город. Даже появится своя аллея звезд – параллель с Лос-Анджелесом. Наш фестиваль открыл немало звезд – Галина Бокашевская, которая ездит сейчас по всему миру, проснулась знаменитой в Анапе - после главной роли в «Тоталитарном романе». Популярная актриса Алиса Богарт получила в Анапе приз за лучшую женскую роль. Алексей Серебряков первый в своей жизни приз за лучшую мужскую роль.


 

 

Записала Н. Романова
 

Поделиться статьей в соцсетях


Комментарии к статье