Юрий Ковальчук ушел и остался
Памяти художника
Вот так и случается. Неожиданно как гром среди ясного неба приходит известие о том, что не стало человека, который незримо присутствовал в жизни многих. Грустно, печально, но даже грусть и печаль о таком человеке светла. Как о звезде продолжающей светить.
Интервью с Юрием Ананьевичем для краевой газеты, как и последующие короткие встречи с ним – одни из самых памятных за мою долгую журналистскую практику. Потому что искренность и открытость, которая присутствовала у него – редкий дар. Тем, кто его знал, известна широта его души и та настоящая доброта, которая скрывалась за отсутствием дипломатии и редкой привычкой говорить то, что действительно думаешь (а такую роскошь могут позволить себе лишь немногие смелые и по настоящему хорошие люди). А еще у Юрия Ковальчука большой список добрых дел, а это такая магия, которая, как и талант художника, воплотившийся в картинах, остается навечно. Жизнь художника была наполнена работой, творчеством, озарением и он щедро делился своим талантом, один из его благотворительных проектов – наш туристический альманах «Путёвые заметки» каждый номер которого открывали его новые работы. Его очередной подарок - никто не мог предположить, что он будет последним - интересная идея для готовящегося юбилейного выпуска журнала, он успел осуществить…
Когда такие люди уходят из этого мира, то все равно остаются. Так случается с теми, кто тронул души людей. Так происходит, благодаря большому таланту, неповторимой харизме… И это все в избытке было у Юрия Ковальчука - члена творческого Союза художников России и Международной федерации художников с 2002 года. Юрий Ковальчук – многогранный художник. Ему подвластны графика, темпера, акварель «по - мокрому»...
На счету живописца и графика сотни уникальных произведений – это его наследие. Хочется, чтобы их увидели как можно больше людей. Но организаторам его персональной выставки в память о художнике – а это долг почитателей его таланта и со временем непременно должно случиться - придется нелегко. Так как его произведения разошлись по музеям, галереям и частным коллекциям в России и за рубежом. К примеру, часть его авторской коллекции доступна посетителям краеведческого и археологического музеев Анапы, другие работы находятся в галереях и художественных салонах Москвы и Санкт-Петербурга. В Северной столице создал театральные декорации и сценографию нескольких спектаклей в Театре им. Комиссаржевской и в БДТ; оформил популярное питерское кафе по мотивам сказки «Щелкунчик»… Канадцы могут увидеть работы анапского художника в одном из художественных салонов, который приобрел более полусотни акварелей художника.Известно, что немало картин художника разошлось по частным коллекциям в России, США, Канаде, Венгрии, Германии, Польше, Франции и увидеть их смогут лишь единицы…
Слава, признание, востребованность – они были, но не стремился к ним, общение ограничивал узким кругом творческих людей, не интересовался ни пиаром, ни самопрезентацией, ни погоней за заказами в коммерческих интересах, потому как МУЗА не терпит суеты… Ни с чем не сравнимым состоянием души и счастьем было для него полное погружение в работу, когда вокруг нет ничего, только художник, его замысел и картина, которая оживает с каждым взмахом волшебной кисти. МУЗА отвечала взаимностью, поэтому работал много и напряженно. Лишь изредка выезжал на мотоцикле – еще одна и далеко не шуточная страсть – на любимую рыбалку. Не ради улова, а ради природы, впечатлений, мыслей…Жил скромно и не соразмерно своему таланту – в квартире в панельном доме, ставшей его мастерской. Несмотря на любовь к путешествиям ни разу не был за границей - в отличие от его картин, увезенных коллекционерами в разные страны. Очень любил Россию, ее глубинку, об этом его пейзажи, запечатлевшие ее красоту. В этих работах душа художника - подлинная Русь. Конечно, особое место в творчестве художника занимает Анапа, куда ребенком привезли его родители с Урала. Художник запечатлел удивительные уголки города и окрестностей. В его акварелях в прозрачных тонах предстает тихая и лирическая Анапа: живописный Утриш, Змеиное озеро, Высокий берег… Особенный интерес Юрия Ковальчука вызывало прошлое древнего города. Об этом сюжеты античной и средневековой Анапы - "У статуи Неокла", "Поклонники Диониса", "Греческая галера", "Греки в дозоре", "Скифы", "Турецкая крепость", "Купальня". Он оформил залы краеведческого музея полотнами батальных сцен русско-турецких войн, бытовых сюжетов из жизни Анапы XIX века времен основателя курорта доктора В. Будзинского. Прежде чем взяться за исторический сюжет, художник изучал редкие исторические книги, делал зарисовки исторических костюмов.
В этом году выставка произведений художника в Анапе и Новороссийске, посвященная 220-летию со дня рождения гения русской поэзии Александра Сергеевича Пушкина, стала большим событием в культурной жизни далеко не местного значения. Над своей «Пушкиниадой» Юрий Ковальчук работал в течение нескольких лет и создал нечто неповторимое, особенное. В частности, использовал технику графики на фототкани - несколько слоёв фотографий, каллиграфические надписи, а дорисованные сверху детали. Чтобы создать такие произведения требуется не только большой талант, но и то родство душ, которое чувствовал художник, часто мысленно разговаривающий с Пушкиным… «...Спасибо Юрию – художнику, вернувшему нам Дух Живого Гения!» написал в книге отзывов ученый и известный телеведущий Николай Дроздов. Очень точно и емко сказано.
Юрий Ковальчук ушел и остался. Он оставил современникам и потомкам свое наследие и светлое воспоминание о своей жизни и творчестве. Задача современников и потомков – сохранить этот бесценный дар.
Нина Романова,
с безмерной благодарностью о знакомстве с художником
Фото Светланы Ковальчук
Поделиться статьей в соцсетях
Комментарии к статье