В Благовещенске на "Амурской осени" показали современное японское кино
В 19-й раз на благословенной земле встретили жители Благовещенска гостей фестиваля кино и театра «Амурская осень». Несмотря на повсеместное похолодание, в Благовещенске, напротив, стояла дивная, солнечная погода, которая, все дни фестиваля, за редким исключением, радовала москвичей своим теплом, обилием света и совсем ещё по летнему зелёной листвой деревьев. Фестиваль давно уже стал одним из крупнейших и любимейших событий в жизни жителей Дальнего Востока и занял достойное место в его культурной жизни. Это единственный фестиваль в нашей стране, да, пожалуй, и в мире, который совмещает в себе кинематографическую и театральную сферы. Он традиционно состоит из трёх конкурсов: полнометражных художественных фильмов, короткометражного кино и театральных антрепризных спектаклей, каждый из которых оценивало своё профессиональное жюри.
Уже пятый год полнометражный конкурс включает в себя только премьерные фильмы, которых в этом году – 13, в короткометражном конкурсе также преимущественно премьеры, из заявленных 28 конкурсных фильмов – 20 премьер. В театральном конкурсе участвуют 12 спектаклей.
Нынешний фестиваль был посвящён Году науки и инновационным технологиям и проводился при поддержке Министерств культуры РФ и иностранных дел РФ, а также правительства Амурской области и администрации Благовещенска, и при поддержке Российского Фонда культуры.
В этом году, как всегда, наряду с многочисленными молодыми кинематографистами, на фестиваль приехали известные, всеми любимые артисты Зинаида Кириенко, Нина Усатова, Светлана Коркошко, Ольга Волкова, Олеся Железняк, Андрей Соколов, Юрий Беляев, Татьяна Абрамова, Николай Добрынин, Оксана Сташенко, Ирина Лачина, Наталья Громушкина, Любовь Руденко, Максим Аверин, Анатолий Руденко, Полина Райкина, Максим Колосов, и многие другие.
Праздничное открытие фестиваля по традиции прошло весело и искрометно. И даже несмотря на то, что по причине антиковидной безопасности была отменена красная дорожка, это не омрачило настроение собравшихся. Президент фестиваля Сергей Новожилов, как всегда, нашёл и здесь остроумный выход: прямо на сцене он представил каждого участника фестиваля, проходившего по диагонали сцены, которым аплодировали зрители. И это получилось очень оригинально! Остаётся только поражаться потрясающей памяти президента, который представлял всех не по бумажке, сказав еще и о каждом из них несколько тёплых слов. Впрочем, его феноменальная память давно уже стала на фестивале притчей во языцех и предметом восхищения и зависти.
Давно уже стало доброй традицией возложение цветов к памятнику кинодраматургу, режиссёру и актёру Валерию Приёмыхову, уроженцу этих мест. Много тёплых слов о своём земляке было сказано собравшимся представителями местной администрации города, а также президентом фестиваля Сергеем Новожиловым, знакомым с артистом при его жизни. Своими воспоминаниями поделился также друг и соратник актёра, известный кинематографист, киновед, кинокритик, директор кинофестиваля «Московская премьера» Вячеслав Шмыров. Он подчеркнул, что это очень замечательно и трогательно, что не только коллеги артиста, приезжающие на фестиваль, приходят ежегодно почтить память актёра, но и его земляки и молодежь, которые гордятся тем, что на их родной земле жил такой замечательный артист и человек. С недавних пор его имя носит самый главные приз – Гран-при фестиваля.
Нынешний фестиваль, отличающийся всегда крепкой конкурсной программой художественных фильмов, подготовил не менее интересную внеконкурсную программу, не уступающую по разнообразию и глубине конкурсным фильмам. Этому способствовали и спецпоказы, посвящённые 200-летнему юбилею Федора Михайловича Достоевского, где прошла панорама фильмов, в которые амурчане с огромным интересом погружались в сюжеты старых и новых картин, поставленных по произведениям классика.
Большой интерес у зрителей, особенно молодых, вызвал и вечер, посвященный 130-летию Михаила Булгакова, собравшихся в научной библиотеке города при поддержке музея-театра «Булгаковский дом». Для пришедших был показан замечательный фильм Александра Стефановича «Полёт Маргариты» и выставка, состоящая из фотоиллюстраций к одноимённому роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», созданная известным фотохудожником Еленой Мартынюк, признанной не только в России, но и в Европе.
Фестиваль изобиловал интересными и очень заманчивыми мероприятиями, просветительского характера. Незабываемое впечатление, например, оставила выставка картин и инсталляций, проходившая в краеведческом музее, живописца, медальера, скульптора малой формы Игоря Хамраева - автора главного приза фестиваля «Амурская осень» – хрустального журавля. Кстати, он является также автором призов еще нескольких российских фестивалей.
В этом году в связи с пандемией и закрытием границы с Китаем, с которым у фестиваля давно сложились тесные творческие отношения, китайские кинематографисты и художники не смогли приехать на фестиваль. Но зато случилась достойная альтернатива с японцами. Там же, в музее зрители с удовольствием познакомились с выставкой графических работ современных японских художников, а также насладились картинами большого друга фестиваля, благовещенского художника, автора уникальной техники «Оконопись», Александра Тихомирова, несколько лет тому назад покинувшего нас. В этом году на фестивале было представлено современное японское кино, а также, состоялись съемки совместно с российскими актёрами исторической художественной картины, продюсером которой выступил Сергей Новожилов. Что будет в результате этого, пока неизвестно, но интрига сохраняется. Возможно, на следующем, юбилейном фестивале, будет возможность увидеть ее, а может быть и раньше. Как говорится: поживём – увидим.
В рамках фестиваля в панорамах кино разных стран отдельным событием фестиваля прозвучала панорама современного казахского кино. Казахский кинематограф в последнее время всё чаще заявляет о себе. Это – один из самых любопытных и самобытных из постсоветских кинематографов. За последние годы фильмы режиссеров из Казахстана присутствуют в программах самых значимых фестивалей в мире. В панораме был представлен фильм-участник Венецианского фестиваля прошлого года – «Жёлтая кошка» Адильхана Ержанова, одного из самых известных авторов современного кино Казахстана. В программе панорамы была показана зрительская мелодрама «16 девушек» (реж. Канагат Мустафин), и фестивальный хит, чёрная комедия «Жаным, ты не поверишь!» (реж. Ернар Нургалиев), кстати, получившая в прошлом году на «Киношоке» еще несколько призов, а также другие, не менее интересные фильмы.
С большим успехом в рамках фестиваля прошёл юбилейный вечер Екатерины Семёновой, а также вечер памяти основателя и художественного руководителя киножурнала «Ералаш», продюсера, режиссёра Бориса Грачевского. А незабываемая встреча с праздником красоты, изящества и грации на «Ледовом шоу», прошедшего на ледовой арене в ТЦ «Острова» с участием известных артистов, оставила у всех приятное эстетическое послевкусие. А как горели детские глаза в детской библиотеке на ежеутренних показах мультиков, по случаю 85-летнего юбилея Союзмультфильма! Дети, а также их родители с удовольствием погружались с мир сказочных героев и получили массу положительных эмоций.
Словом, фестиваль был насыщен интереснейшими мероприятиями: это и спецпрограммы, ретроспективы, ежедневные мастер-классы, творческие встречи с актерами и режиссерами, которых всегда очень ждут жители Благовещенска.
В основном конкурсе полного метра программным директором Александрой Жуковой было отобрано 13 общероссийских премьер. Жюри, под председательством народного артиста России, режиссера и актёра Андрея Соколова, общим решением присудило главный приз фестиваля – Гран-при им. Валерия Приёмыхова – фильму «Райцентр» (реж. Наталья Назарова). Фильм, рассказывающий о главном искушении человечества – деньгах, с которого начинается моральное падение человека и потеря его собственного «Я». Это история о юноше по имени Радик из неблагополучной семьи, проживающий в маленьком районном центре, затерянном в оренбургских степях. В руки подростка попадает крупная сумма денег, которую он хочет присвоить себе, не устояв против искушения. С этого момента начинаются перипетии его жизни. Он безудержно тратит полученные нечестным путём деньги на подарки и другие покупки, в конце концов, попадая в руки правосудия. Получит ли он урок к концу фильма, осознает ли свою жизнь? Думается, да. Никита Табунщик, сумевший убедительно показать трансформацию своего героя, в общем-то, неплохого по сути человека, но задавленного обстоятельствами своей нелёгкой жизни, которому несложно было скатиться на её обочину, заслуженно, на наш взгляд, получил приз за лучшую мужскую роль.
Призом «За лучшую режиссуру» отмечен Александр Андреев в фильме «5 недель». Фильм снятый на актуальную тему, тему – пандемии, которая многое изменила в семейных отношениях, оказавшихся запертыми на карантине в домашней «клетке». Не каждой семье удалось сохранить внутрисемейные отношения. Нашим героям, кажется, это удалось. Пройдя пять стадий принятия неизбежного, молодые люди вынуждены заново узнать друг друга и принять мир таким, какой он есть. Юлия Шубарева, убедительно сыгравшая в фильме главную героиню, была отмечена призом «За лучшую женскую роль».
Лучшей сценарной работой признана работа Марии Тумовой и Алексея Петрухина в фильме «Выйти из группы». Фильм острый, жёсткий, непримиримый, рассказывающий о том, как в поисках своего места в мире в социальных сетях можно попасть в реальные сети страшных людей, которые заманивают подростков и используют их в своих кровожадных, корыстных целях, толкая их даже на убийства. Очень полезно было бы показывать такие фильмы в учебных заведениях подрастающему поколению.
Не менее актуальным в наше такое непростое время, стал фильм «Родитель» режиссёра Влада Фурмана. Жуткие, почти натуралистические кадры фильма шокируют, порой вызывают оторопь, но это нужно знать. Фильм рассказывает о теневой жизни Санкт-Петербурга, о волне наркомании, захлестнувшей город в 90-е годы 20 века, и о том, как юные, неокрепшие сердца попадают в этот страшный капкан, из которого только одна дорога – на кладбище. Как с этим бороться, и хватит ли на это силы у родителей, чьи дети попали в эти сети, и объявившие войну наркодилерам? Жюри справедливо отметила оператора Кирилла Мошковича призом за лучшую операторскую работу. И этот фильм, так же, как и предыдущий просто необходимо показывать молодёжи, раскрывать глаза на страшные последствия этого дикого пристрастия, от которого очень и очень трудно вылечиться.
Пресса учредила на этот раз победителям сразу две награды: «За точный взгляд на реальность с разных ракурсов» фильму режиссёра Антона Бильжо «Лебединое озеро» и диплом прессы фильму «Солнце будет завтра» режиссёра Роберта Дэфа – «За глубокое понимание темы войны», рассказывающий о том, как война порождает человеческое горе и создаёт незаживающие раны.
Короткий метр представил на конкурс 28 фильмов, 20 из которых были премьерные. Под председательством продюсера Фёдора Попова жюри признало лучшей короткометражной работой и вручило Гран-при фильму режиссёра Антона Мамыкина «Снаряды для девочки». Приз за лучшую режиссуру вручили Никите Попову в фильме «Оболтус». В актёрских номинациях «За лучшую мужскую роль» получил Сергей Колбинцев в фильме «Высшие уровни» (реж. А. Сапрыкин, Е. Герм-Уварова), а «За лучшую женскую роль» в фильме «Преследование мусора или мой любимый муж» (реж. А. Некрасова) приз достался Алёне Бабенко. Специального диплома жюри «За поиск выхода из тупика» удостоен фильм «Батя» Максима Лаврова. Пресса наградила также дипломами фильмы «Сборы» Натальи Гуркиной с формулировкой «За тонкое и философское восприятие реальности», и «Водопроводчик» Анны Озар и Павла Емелина – «За ироничный и современный взгляд на человеческие отношения».
Ну и напоследок – театральный конкурс. На суд жюри было представлено 12 антрепризных спектаклей. Председателем жюри был режиссер, драматург, заслуженный деятель искусств России, лауреат международной премии им. К. С. Станиславского, главный режиссёр и основатель «Коляда-театр» Николай Коляда. Вердикт жюри был следующим: Гран-при театрального конкурса получил спектакль «Счастье у каждого своё» (реж. Илья Бледный), а спектакль режиссёра Гинзбурга «Лев зимой» получил сразу два приза – за режиссуру и за лучшую женскую роль, которую вручили Анне Якуниной. А приз за лучшую мужскую роль получили сразу два актёра – Семён Стругачёв и Артур Ваха в спектакле «Фальшивая нота (реж. Вл. Петров). За лучшую роль второго плана приз достался Петру Красилову в спектакле «Главная роль» (реж. Д. Бурукин).
И Специальный приз жюри с формулировкой – «За служение русскому реалистическому театру» был вручён Светлане Коркошко в спектакле «Фаина. Птица, парящая в клетке», блестяще преобразившуюся в Фаину Раневскую и покорившую весь зал, который чествовал её бурными овациями стоя. Приз зрительских симпатий Хабаровского края получил спектакль «Не торопитесь прощаться" (реж. А. Андросов), спектакль-дуэт в исполнении артистов Татьяны Абрамовой и Юрия Беляева.
На фестивале были вручены также общественные призы: приз Губернатора Амурской области «За выдающийся вклад в профессию» – народной артистке России Нине Усатовой; приз мэра Благовещенска «За выдающийся вклад в профессию» – народной артистке России Зинаиде Кириенко, приз Президента фестиваля «За авторское прочтение роли» – актёру Максиму Аверину в спектакле «Лев зимой»; приз оргкомитета фестиваля «За обращение к традициям и памяти предков» – фильму «Проклятая земля. Рок» (реж. Степан Бурнашев); приз «За преданность Амурской осени» – режиссёру, актёру Сергею Сотникову, и приз имени Леонида Гайдая «За вклад в комедию» – заслуженной артистке России Олесе Железняк, который был вручён ей на церемонии Открытия фестиваля.
Как и в прошлом году, Гран-при фестиваля будет иметь денежный эквивалент. Гран-при им. Валерия Приёмыхова в полнометражном конкурсе – 150 000 р., Гран-при в короткометражном конкурсе – 50 000 р.
Итак, 19-й Российский фестиваль кино и театра «Амурская осень» успешно завершил свою работу. А впереди 20-й, юбилейный!
Фаина Зименкова
Фото пресс-службы фестиваля «Амурская осень»
Поделиться статьей в соцсетях
Комментарии к статье