Крылатая Богиня

10/03/2016

    Крылатая Богиня на бляшке из кургана «Большая Близница», на Таманском полуострове (Кубань).

Многотысячелетняя древность говорит с нами языком искусства, даже если все другие языки того времени канули в забвение.
Только наличие образов и смыслов позволяет культурам оставаться «открытыми». В каждой из них, будь она греческой или «варварской», отчетливо проявляется  духовный мир предков, сакральное конкретизируется   при помощи священных образов, графических изображений аллегорий и символов.
Северное Причерноморье представляло уникальную и своеобразную часть античного мира.
Почти тысячу лет (с VI в. до н.э. по  IV в. н.э.) эта территория являлась пространством взаимодействия цивилизаций эллинской и варварской. Жизнь греческих поселений в этой области была тесно связана с окружающим их варварским миром.   У различных народов, входивших в состав Боспорского царства, была общая символическая среда. Понятная всем и общепризнанная система символов.
На территории Северного Причерноморья 2500 лет назад  широкое распространение  получает образ богини, ноги которой переходят в растительные побеги, а иногда и в змеевидные завитки, либо листья аканфа или крылообразные складки платья. Часто также вместо рук у неё были воздетые вверх крылья.
Такого рода изображения встречаются в архитектурной орнаментике античности, в резных деревянных, каменных  или гипсовых изображениях на саркофагах и на ритуальных чашах.
На Таманском полуострове к юго-западу от Фанагории, в степи, на горных кряжах был исследован  курган Большая Близница.  На протяжении IV в. до н.э.,   он был местом погребения очень знатной и богатой боспорской  семьи, некоторые члены которой были жрецами культа Деметры.   На голове у служительниц культа были богатые ритуальные уборы, сделанные из золота. Вся одежда жриц  была расшита золотыми бляшками с изображением греческих женских божеств. Особенно интересны и необычны для  греческих мифологических сюжетов золотые пластинки в виде женской фигуры: её ноги изображены в виде крылообразных завитков платья или листьев растения, а вместо рук — большие распростертые  крылья, поднятые вверх, на голове богини калаф, как у греческой богини земли Деметры. Эти бляшки не характерны для античной культуры и являются особенностью именно Боспорского царства.
На этой территории в античное время преобладал культ женских божеств. С  раннего времени у греков большим почитанием пользовалась Деметра, богиня хлебопашества и заупокойного культа. Популярность его была обусловлена большой ролью земледелия, а также близостью этой богини местному варварскому  женскому божеству – Богине Апи.
Богиня Мать вечно пребывает всевидящей, всемогущей и связующей посредством своей духовной силы три сферы (Небо, Землю и Царство мертвых). Богиня, с которой все начинается и в чрево которой все возвращается. Она небо – бесконечность, безграничность, источник всякого плодородия. Она Мать – Земля, лоно, из нее всё выходит и в нее всё возвращается.
Прежде чем стать Богиней Матерью, или божеством плодородия, Земля предстала человеку как Мать. Одна культура сменяет другую, проходят века и тысячелетия, но символы претерпевают лишь небольшие изменения, а нередко остаются и вовсе без них – прекрасные своим графическим совершенством, стремятся облечь в понятную  форму не проявленное  и недоступное человеческому сознанию.

 

Елизавета Пташечка

Поделиться статьей в соцсетях


Комментарии к статье