Генуэзская фактория Мапа оставила свой след в Анапе
Торговые отношения Венеции и Генуи с Азией начинаются в 6 веке, но только в начале 13 века генуэзцы получают преимущественное право пребывания на Черном или, как его называли средневековые итальянцы, Великом море (Mare Maius, Mare Maggiore).
Генуэзцы первыми пришли на берега Северного Причерноморья. Пообещав поддержку византийскому императору в защите Константинополя и заключив договор с Золотой Ордой, генуэзцы получают право беспошлинной торговли на территории Византийской империи и начинают строить свои колонии в Причерноморье.
Итальянские колонии в Северном Причерноморье в средние века были центрами торговли между Востоком и Западом и сыграли важную роль в ее развитии. Эта торговля ничем почти не отличалась от той, которую вели в древности финикийцы, греки и римляне, и никогда не прекращалась полностью.
Регулярные торговые связи итальянских купцов простирались от Лиссабона до Кавказа, от центральной Англии до Каира. Крупнейшая торговая артерия средневекового мира соединяла Северное Причерноморье с Дальним Востоком, откуда поставлялись многочисленные предметы роскоши. Сюда же стекались товары из Руси и Приуралья. Пеголотти заявлял, что путь в страны Поволжья, Средней Азии, Китая, Индии «вполне безопасен как днем, так и ночью». По данным Пеголотти на путешествие из Каффы в Китай требовалось 250 дней.
Генуэзцы обладали наиболее передовым опытом кораблестроения и навигации и располагали совершенной системой кредитно-финансовых отношений. В конце 13 века в Генуе появляются первые морские карты – лоции, а на рубеже 13 и 14 веков – портуланы или портоланы – карты береговых линий. Торговля морским путем имела неоспоримое преимущество: морем, можно было перевозить большие массы тяжелых, громоздких и сравнительно дешевых товаров. Одновременно с появлением компаса, начиная с XIII века, увеличивается тоннаж торговых кораблей. В начале XV века грузоподъемность морских судов, предназначавшихся для рейсов в Черное море, составляла 600 - 800 тонн.
Знаменитый справочник для купца «Искусство торговли» («Practica dello mercatura») Пеголотти дает представление о размерах торговли и о том, чем торговали. В «Practica dello mercatura» Пеголотти перечисляет товары, прибывающие в колонии сухими и морскими путями: металлы – железо, олово, медь; специи – перец, имбирь, шафран; материалы для украшений – золото, жемчуг, янтарь; дорогие материи – шелка, парчи; хлопок, полотно, холсты; кожи, воск, вина; пшеница, рожь и другие злаки (biadi), разное продовольствие – рыба, икра, сало, сыр, растительное масло, мед; пушнина – меха соболя, горностая, куницы, ласки, лисы, рыси, белки. Товары продавались по большим и малым «либрам» (вес), по «пиккам» (длина тканей), по «saggio» (мелкий вес для золота, жемчуга), по «кассидам» (мера зерна), по «метрам» (мера вина), по «фускам» (специальная мера для икры). В архивах Венеции и Генуи хранятся сотни нотариальных актов, фиксирующих работорговлю. Установлено, что в колониях продавались татары, кавказцы – черкесы, зихи, абхазы, мингрелы, русские и болгары. Работорговля была очень выгодной и приносила гораздо больший доход, чем любая иная торговля.
Крупнейшим центром торговли становится Каффа (совр. Феодосия), в непосредственном подчинении которой находятся все черноморские колонии генуэзцев. Подчеркивая процветание Каффы, ее иногда называли вторым Константинополем. Используя преимущества географического положения, опираясь на значительный социально-экономический и военно-политический потенциал, Каффа осуществляет важнейшие торговые функции: во-первых, концентрирует продукцию всего Северного Причерноморья для последующего экспорта и, во-вторых, производит распределение импортной продукции в ближайшую округу и другие страны черноморского региона.
Достигнув вершины своего могущества в конце XIII века Генуя, начиная с конца XIV века, подвергается опасностям как внешнего (борьба с Венецией), так и внутреннего (восстания местного населения) характера. Морская торговля, которая велась частными лицами, ослабила государство, и наиболее сложные публичные функции были переданы государством объединению кредиторов. В результате с 1405 года хозяином торговых факторий становится один из самых могущественных банков Генуи – Банк Св.Георгия или Сан-Джорджо.
В Анапском археологическом музее хранится каменная плита с изображением льва. По мнению И.Т.Кругликовой, это может быть изображение герба генуэзского банка Сан-Джорджо.
Четырнадцатый век принес в Северное Причерноморье кризис торговли, которую вели начиная с 13 века генуэзские купцы. Сокращается торговля предметами роскоши со странами Европы. Она сменяется внутричерноморской торговлей зерном и хлебом. Именно этим временем обозначено возникновение генуэзских факторий Матриги на Таманском полуострове, Копы на правом берегу реки Кубань и Мапы на месте современной Анапы. Основным источником информации о существовании Мапы являются генуэзские и венецианские архивы, в которых хранятся средневековые документы о торговых отношениях с факториями в Северном Причерноморье. «Документы массариев Каффы 1374, 1381-1382, 1335-1387 годов фиксировали поставки хлеба кафинской коммуне из Загоры (Болгария), ...Матреги, Мапы...». Трактат Пеголотти, записи массариев Каффы, атлас Андреа Бьянко, портоланы Бенинказы, Фредуче, Весконте подтверждают существование генуэзской фактории Мапа. Из библиотеки Св.Марка Венеции из Отделения географических карт в Анапский музей пришло подтверждение наличия места с названием Мапа в некоторых портовых картах каталога морских карт последней четверти 14-го века (Ms 10057) и в атласе Андреа Бьянко 1436 года (Ms. It. Z, 76). О названии «Мапа» имеется наиподробнейшее исследование академика Н.Я.Марра, находившего объяснение термину в «абхазском лингвистическом материале». Наиболее вероятным переводом названия приморского пункта с абхазского считается, опуская все подробности, «у рукава реки» или «у гавани», что напоминает древнее название «Синдская Гавань».
Ирина Мельникова
Поделиться статьей в соцсетяхКомментарии к статье