Анапская земля и амазонок помнит
323 г. до н.э. в письме матери Александр Македонский пишет: «Мы прибыли к реке, называемой Термодоном (Кубань) и протекающей по богатой равнине, в которой жили женщины-амазониды. Мы выстроились вдоль реки, где жили амазонки. Река эта велика и непроходима». (Каллисфен, биограф Александра Македонского) Амазонки появились на южном берегу Понта (Черного моря) и долины реки Фермодонт на Фелискерских полях в Малой Азии. давным давно. Великий философ Платон, сам живший за четыре столетия до Р.Х., сказал, что про амазонок он узнал из древних мифов.
Амазонки произошли от бога воины Арея и Гармонии - нимфы вод. Они особо почитали богиню Ма, богиню-воительницу. Они состояли при ней жрицами и были вооружены, как пристало бесстрашному воину. И еще они отличались неистовыми плясками на празднике своей богини. Он устраивался один раз в два года и длился два месяца. Белокурые, грациозные амазонки были прекрасны. Толпы мужчин из ближних и дальних селений стекались к святилищу Ма и насыщались любовью. Вступая в близкие отношения с мужчинами, амазонки преследовали главную цель - сохранить род. Родившихся мальчиков они относили к мужчинам. Девочек с малолетства сажали на коня и учили военным упражнениям.
Амазонки одними из первых научились в совершенстве владеть конем. И когда конная бешеная лава в тучах пыли врубалась в колонны врагов с пронзительным ржанием коней и столь же пронзительным визгом юных амазонок, нервы мужественных вояк не выдерживали. Частенько от них доставалось и заносчивым эллинам. Дело дошло до того, что в драку с ними ввязался непобедимый Геракл. Он отправился к ним на корабле с немалым числом других героев с заданием отнять золотой пояс у царицы амазонок Ипполиты, подаренный ей самим Ареем. Ипполита знала, с кем имеет дело, и во время мирных переговоров с Гераклом согласилась с его требованием. Но вмешались злые олимпийские боги, желавшие гибели Геракла, они нашептали в толпе амазонок коварные слова, дескать, он хочет пленить Ипполиту. Взбешенные воительницы устроили боевую свалку, но проиграли. В бою вместе с Гераклом участвовал и Тезей - легендарный афинский царь (XIII век до Р.Х.). В награду за храбрость Тезею досталась Ипполита. Герои спешно погрузились на корабль и отчалили. А благодарные эллины занесли на счет Геракла девятый геройский подвиг, назвав его «битвой с амазонками».
Тезей женился на прекрасной Ипполите и стал мудро править афинским народом. Но однажды в Аттику вторглись амазонки, они подступили к столице и ворвались в город. Они жаждали освободить из плена свою царицу. Поздно спохватились, Ипполита уже полюбила Тезея и родила сына. Теперь она сражалась против своих подруг, рядом с Тезеем. Она была пронзена копьем амазонки.
Затем на героическую сцену истории вышла Пенфесилея - новая, божественная царица амазонок. Бессмертный римский поэт Вергилий не скрывал восхищения: «Яростная Пенфесилея предводительствует амазонками, имевшими щиты в виде полумесяца, и неистовствует в своем отряде; это воительница - дева, носит золотой пояс под обнаженными грудями, осмеливается сражаться с мужчинами».
Во втором тысячелетии до Р.Х. амазонки переселились на левый берет реки Танаис (Дон) и на восточное побережье Меотиды (Азовское море), в прикубанские степи. Неясность побудительного мотива к переселению позволяет современным специалистам-исследователям выдвигать различные версии.
Я почему-то убежден, что захваченные корабли прибило к Синдике, они вошли в Синдскую Гавань, так как Боспор Киммерийский (Керченский пролив) был тогда заметно уже и имел для входа кораблей встреч¬ное течение, а они шли по воле ветра и волн. Другое дело, что после высадки в Синдике амазонкам помогли перебраться в Скифию.
Но вернемся к Геродоту: «Там, вышедши с кораблей, амазонки пустились пешими искать жилых мест, а как, прежде всего, им встретился табун лошадей, они тотчас же его расхватали и верхами стали грабить скифскую землю.
Скифы сего происшествия не могли понять, ибо не знали ни языка, ни одежды, ни народа их, и удивлялись, откуда они взялись. Полагая их мужчинами одного с собою возраста, они вступили с амазонками в сражение и на том сражении, завладевши трупами их, узнали, что то были женщины».
Скифский отряд возвращался к родным очагам в сильном смущении Представляю, как чувствительно были задеты гордость и мужское достоинство каждого варвара. Как ответить на первый встречный вопрос: «Кого повоевали?» Экстренно был созван совет старейшин. «И тогда советом, - продолжал Геродот, - решили они с того времени отнюдь не убивать их, но послать против них самых молодых людей своих, числом столько же, сколько было примерно амазонок; сим посланным велено было стать станом как можно ближе к ним И делать то же, что они, и если же на них погонятся, то в битву не вступать, а убегать прочь, когда же гнаться перестанут, то подойти опять и стать станом. Порешили так скифы потому, что желали от сих женщин иметь детей».
Славная мудрость старейшин очевидна: они хотели иметь новое, сильное и красивое потомство. Так и случилось, но в одном оплошали члены совета. Амазонки для начала увели своих мужей подальше от стариков-родителей. Они поселились за Танаисом, на задонских и прикубанских просторах, на склонах гор Северного Кавказа. Со временем появилось новое племя - савроматов, или сарматов, помесь амазонок и скифов. Но власть у сарматского племени принадлежала уже женщинам.
Слово великому врачевателю, «отцу медицины» Гиппократу, он сам побывал в Северном Причерноморье, где изучал народную медицину скифов, а заодно записывал обычаи и традиции: «В Европе есть скифский народ, живущий у Меотийского озера. Это савроматы. Их женщины ездят верхом, стреляют из лука, мечут дротики и борются с неприятелем, пока еще девственны. Замуж они не выходят, пока не убьют трех вражеских воинов. Та, которая вышла замуж, перестает ездить верхом».
Греческий географ и историк Страбон сообщает любопытные сведения о кавказских амазонках. Они жили у подошвы гор Северного Кавказа, обособленно от мужчин, занимались разведением скота, сеяли просо, растили сады, увлекались охотой. В свободное время занимались военными упражнениями, сами делали для себя шлемы, панцири и пояса из шкур диких зверей.
Есть легенда о том, как отважная воительница, прекрасная Фалестрия, вступила в любовную связь с Александром Македонским и имела от него детей. Это далеко не все свидетельства об амазонках .История свидетельствует, что при праздновании триумфа римского полководца Помпея в колонне заложников и пленных были женщины и их называли амазонками.
А в триумфе римского императора Аврелиана (270-275 гг.), по свидетельству очевидца, «со связанными руками вели здесь также 10 женщин, взятых в плен в рядах готов, которые сражались как мужчины, после того как многие были уже убиты. Надпись на триумфальной арке гласила, что они из племени амазонок».
Могу поспорить, что это были кубанские и донские амазонки и, вполне вероятно, среди них были воительницы из Анапы. Где затерялись следы кубанских амазонок? Ответ я нашел в книге Ф.А. Щербины. Оказывается, у кабардинцев есть предание, что предкам их, жившим на берегах Черного моря, приходилось вести войны с нападавшим народом - женщинами. Потом предводительница устроила тайное свидание с главою кабардинцев Тулмом. Предводительница обладала даром предвидения, но и Тулм был прорицателем. «Свидание состоялось в особо устроенной палатке. Следствием свидания было то, что предводительница амазонок, признавши себя побежденною, взяла (!) себе в мужья Тулма и посоветовала сделать то же самое всем амазонкам. Так все амазонки и поступили, выбрали себе между кабардинцами супругов и отправились с ними на их родину». В 1541-42 гг. испанский конкистадор Франсиска Орельяно стал первым европейцем, вышедшим на берег величественной реки. Он назвал ее Амазонкой, в честь женщин-воительниц. Он по ошибке принял за женщин длинноволосых индейцев племени ягуа, одетых к тому же в волосатые юбки.
Леонид Баклыков.
Комментарии к статье