История рода Гарибальди в Крыму. Продолжение
ИСТОРИЯ ГАРИБАЛЬДИ В КРЫМУ
ПРОДОЛЖЕНИЕ РАССКАЗА ОБ ИСТОРИИ ПРОСЛАВЛЕННОГО РОДА ДЖУЗЕППЕ ГАРИБАЛЬДИ В КРЫМУ.
В частности напомнили о том, что Джузеппе завербовался капитаном на судно феодосийского купца Леонардо Дуранте. На переломе эпох, когда век 20-й только набирал ход, в Феодосии ещё оставались яркие свидетельства итальянского влияния. На устах были звучные имена величественных башен Генуэзской крепости: Констанца, Джулиана, Климентина, как и фамилии итальянцев старой группы. Старожилы города помнили Гарибальди, родственники которого проживали по соседству. Аркадами своих тротуаров Итальянская улица напоминала средневековую Пизу, итальянские говоры звучали в порту и кофейнях; мелькали необычные названия парусников и баркасов.
После неудачного похода Манзини в Савойю в 1834 году Джузеппе бежит во Францию, а его брат Анжело скрывается в России. В Бердянске Парчелли сапожничает и открывает большой обувной магазин в центре города. Дело отца продолжил затем его сын Паскуале.
И эта родственная линия Гарибальди не прервалась: сейчас в Симферополе проживает праправнучатый племянник Джузеппе Гарибальди - Константин Евгеньевич Парчелли. Каждый год он возвращается в родной город и делится воспоминаниями о семье. Сестра Константина Валентина Парчелли пела в Одесском театре оперетты. В настоящее время заслуженная артистка Украины вместе с мужем занимается театральной деятельностью в США. Её брат-близнец – заслуженный пилот СССР и проживает в Молдове. В Одессе данная ветвь Парчелли соседствовала с ветвью керченской и новороссийской: Маргарита, дочь Джироламо Порчелли, была давней знакомой Алексея Дятлова, мужа её троюродной сестры Полины Порчелли.
Изучая документы Сената, Григорий Зленко «вдруг обнаружил, что одним из таких указов, от 4 октября 1828 года, «Сардинским Вице-Консулом в Керчи и окрестностях сего порта» был признан некий Антон Феликс Гарибальди, о чём также сообщил «Одесский вестник». Эта же газета написала 25 февраля 1842 года: «Государь Император, по положению Комитета господ Министров, Высочайше соизволил» признать неаполитанским консулом в Керчи Антона Гарибальди (Г. Зленко «Тайна Джузеппе Гарибальди». Газета. ру).
В разных источниках нередко можно встретить нелепые проявления зависти: мол, итальянцев влекли в Крым бешеные заработки. Это не так сразу по двум причинам: во-первых, каждый житель Апеннин рассматривал поездку в древнюю Тавриду как паломничество по святым местам, и это главное, пожалуй. Во-вторых, ясный ответ красным недоброжелателям. Политический характер эмиграции Джузеппе в Крым доказывает судьба ещё одного кузена братьев Гарибальди – Анжело Парчелли. После неудачного похода Манзини в Савойю в 1834 году Джузеппе бежит во Францию, а его брат Анжело скрывается в России. В Бердянске Парчелли сапожничает и открывает большой обувной магазин в центре города. Дело отца продолжил затем его сын Паскуале.
И эта родственная линия Гарибальди не прервалась: сейчас в Симферополе проживает праправнучатый племянник Джузеппе Гарибальди - Константин Евгеньевич Парчелли. Каждый год он возвращается в родной город и делится воспоминаниями о семье. Историю его предка Анжело описал бердянский краевед Георгий Сукач, издавший уже 4 Сборника статей о выдающихся земляках, подчас давно позабытых. Сестра Константина Валентина Парчелли пела в Одесском театре оперетты. В настоящее время заслуженная артистка Украины вместе с мужем занимается театральной деятельностью в США. Её брат-близнец – заслуженный пилот СССР и проживает в Молдове. В Одессе данная ветвь Парчелли соседствовала с ветвью керченской и новороссийской: Маргарита, дочь Джироламо Порчелли, была давней знакомой Алексея Дятлова, мужа её троюродной сестры Полины Порчелли.
Далее крымовед пишет о том, что «в июле 1912 года, перед приездом в Феодосию депутации Генуи с профессором Чезаро Империале ди Сент-Анджело во главе мы посетили старика Георгия Осиповича Гарибальди, поделившегося подробностями приезда его отца в Феодосию» (сайт allaivazovsky.blogspot.com).
Помнили в Феодосии и жену Георгия Осиповича. Правда, на разных сайтах «фрау Гарибальди» неправильно называют «тёткой Джузеппе Гарибальди» даже не задумываясь о степени родства и датах. Разумеется, никакой тётки в России начала 20 столетия у него не было! В монографии «Айвазовский» Н. С. Барсамов исправляет эту ошибку, однако не называет ни её фамилии, ни даже имени (сайт музея сестёр Цветаевых и др). Как выяснилось, Георгий Гарибальди взял в жёны ЯКОБИНУ, урождённую ЗЕБОЛЬД. Зебольды переселились в Крым из Вюртемберга и в 1805 г. поселились в покинутой татарской деревне под Генуэзской крепостью Судака.
В замкнутой колонии Герценберг с 4-5 дворами поч Сейчас в Генеалогическом банке данных США хранятся сведения обо всех пассажирах, бравших билеты на пароходы до Америки за последние 160 лет! Содержаться здесь и записи о Гарибальди. И всегда рядом с ним – Уго Басси, соратник и ком Итак, до своего отъезда в Нью-Йорк Джузеппе почти год скрывался в России! Если бы не кораблекрушение с гибелью казённого имущества, об этом никто бы не узнал. Если данные Геймана верны, в конце 40-х Гарибальди действительно прибыл в Феодосию вместе со своим братом Джузеппе; в таком случае женитьба кузена переносится лет на десять, хотя точную дату может дать лишь изучение метрических книг. Приезд Гарибальди в Кафу и Таганрог «в 40-е годы» состоялся в период между 16 сентября 1849 года и концом навигации на Азове этого же года.
Самое поразительное, что в «Мемуарах» Джузеппе Гарибальди ЕСТЬ косвенное УКАЗАНИЕ на его путешествие в Россию! Хотя консул принял гарибальдийцев очень радушно, он собирал средства на покупку судна для капитана Гарибальди. «Такой проект мне улыбался, - записал Джузеппе, - я смог бы…жить самостоятельно и независимо, а не сидеть на шее этого благородного человека, приютившего меня. Я…стал готовиться к отъезду в Соединённые Штаты, где должна была состояться покупка корабля».
Почему Гарибальди скрыл новое посещение Крыма? Вполне возможно, что он не хотел обращать внимание на своих кузенов: на Анжело Парчелли в Бердянске и Джузеппе – в Феодосии. И не хотел афишировать собственный приезд к ним. Таким образом, осень и зиму 1849-50 годов, а также весну Гарибальди провёл в самом надёжном и спокойном месте – в семьях ближайших родственников. Теперь он мог приступить к воспоминаниям. Это была последняя встреча Героя с братьями. Пытался ли он склонить их к борьбе за свободу Италии, неизвестно. У каждого из них была теперь своя жизнь: дети, любимое дело и - дружеское окружение. Была мирная жизнь в благодатном месте, ставшем для них новой Родиной.
В отличие от сына Джорджио, сам Джузеппе Гарибальди был погребён не в Герценберге, а на городском кладбище Феодосии за центральным рынком. По свидетельству Ю. Кошелева, его могила с надписью на итальянском языке и датами жизни сохранялась вплоть до 70-х годов прошлого века, после чего была разорена дирекцией кладбища вместе с другими старыми погостами с целью поздних, «коммерческих», захоронений. Эти факты ставят вопрос о возможном проживании Дж. Гарибальди в собственном доме, расположенном в черте города.
ПЁТР ПЕРГАЛО,
САНКТ- ПЕТЕРБУРГ
Комментарии к статье