Почему мы верим в приметы
«Не передавать через порог»
Когда я озадачилась вопросом приметы о пороге, то оказалось, что ключ к пониманию её происхождения - в высоте порога, в самом его устройстве.
Спросила у своей бабушки: «Помнишь, в твоём старом доме порог был высокий? Всё время о него спотыкаешься - неудобно ведь. Но в соседних домах тоже так было. Почему?» Бабушка ответила, что так надо было строить. А почему - не знает.
Причине, как и самой примете - несколько тысяч лет. Люди тех времён, жившие в согласии с культом предков, с большим почтением относились к своим умершим родственникам, верили, что их дух способен оберегать живых от бед и несчастий.
Порог для древних был гранью между миром своим и чужим. Чужой мир - за порогом, он страшен и полон опасностей. И покойника, старшего члена семьи, «основателя рода», оставляли в доме, под порогом. Он становился хранителем дома, его заступником. Отсюда, кстати, ведёт начало вера в Домового - этот «дедушка» и есть тот самый «первопредок», оставшийся когда-то в доме, и оберегающий его.
Все эти приметы связаны с бытовавшим тысячи лет назад обычаем.
- «Не задерживайся на пороге» (не передавай, не целуйся, не обнимайся на пороге) – значит, «Не тревожь сон почившего» (отошедшего на покой) предка.
- «Пол в доме можешь не мыть, а порог мой тщательно!»
- «Беременной на пороге сидеть ногами наружу нельзя - смерти надует, выкинет ребёнка».
- «Зарубить курицу, нарубить мясо – на пороге». Жертвенная кровь.
Кстати, монголы также охраняли вход в юрту. Кто ногой ударил о порог - тому неминуемая смерть: казнь за оскорбление предка.
Обычай хоронить под порогом дошел и до нашего тысячелетия - ещё в 19 веке некрещёных младенцев и мертворожденных детей тоже хоронили под порогом.
(По лекциям С.З. Агранович)
«Не мести сор из избы»
Оказывается, поговорка эта в полном виде выглядит так: «Не выноси сор из избы, когда солнце село». И вместе с ним здесь умещается столько смыслов, что каждый надо разобрать отдельно.
Бытовое значение
В крестьянских избах порог был высоким (вспоминаем примету о пороге). Даль пишет: «У крестьян сор никогда не выносится и не выметается на улицу: это, через полуаршинные пороги, хлопотно… Сор сметается в кучу, под лавку, в печной или стряпной угол; а когда затапливают печь, то его сжигают».
К тому же, это правило помогало поддерживать чистоту вокруг изб.
Оккультное значение
Даль также пишет: «…Да притом сор стало бы разносить ветром, и недобрый человек мог бы по сору, как по следу, наслать порчу». Люди верили, что колдуны используют волосинки, ногти и другой, говоря современным языком, генетический материал, для своих чернокнижных ритуалов.
Образное значение
Всем нам известное. Именно так сейчас понимаем поговорку в её усечённом виде: домашние дрязги и ссоры не выноси на люди, не сплетничай, не жалуйся тем, кто к этому непричастен. Кстати, слова «ссора» и «сор» этимологически не родственны, как это может показаться на первый взгляд.
⠀ Психологическое значение
Вот тут-то раскрывается забытое продолжение поговорки. Мне нравится, как его расшифровывает психолог Марина Комиссарова: «Дело ещё в том, что ночью человек слишком устал и слаб, да и света мало, чтобы выходить из избы безопасно. Это правило актуально и до сих пор. Не надо пытаться наводить порядок в своей жизни, когда ты утомлён, в сознании твоем хаос и мрак. Надо выспаться, привести нервную систему в нормальное состояние, добиться ясности рассудка, и тогда уже принимать важные решения: что сор, а что нет, от чего избавиться, от чего не надо».
М. Комиссарова приравнивает эту поговорку в таком значении к другой: «Утро вечера мудренее».
«Присесть на дорожку»
Обычай «присесть на дорожку» есть почти в каждой семье. Молодежь его вряд ли блюдёт, а вот старшее поколение - точно. «Ну, сядем перед дорогой». Сели, помолчали несколько секунд - теперь можно ехать со спокойной душой. А почему до этого нельзя? Надо разобраться. Помогла в этом книга В. Коршункова «Дорожная традиция России. Поверья, обычаи, обряды» (2015 г.). Интересные подробности:
⠀
Обычай этот водился как в простых семьях, так и в дворянских.
Пол в день отъезда не мыли и не подметали — это означало «замывать след» уехавших. А если хотели выжить кого-то из дома (например, свекровь - невестку), то мели пол к порогу и приговаривали: «Век бы мои глаза тебя не видывали».
Отсюда, кстати, просторечие «смыться» («смываться») или «выметаться», которое, как пишет автор, означает «скорое и решительное исчезновение того, кто тем самым уподоблялся мусору, грязи».
Все двери, окна, подполье, заслонки в печи нужно было перед ритуалом закрыть, а кошку из дома выгнать (в кошку может переселиться злой дух). В некоторых селениях «мешала» не только кошка, но и «баба». Если уже отправились в путь, но у дома женщина перешла дорогу, надо было вернуться и «посидеть на дорожку» заново.
Почему надо именно сидеть, а не стоять, например? Это связано с ритуалом прощальной семейной трапезы. Я нашла объяснение у фольклориста А. Б. Мороз: «Отправляющийся в дальнюю дорогу должен предварительно поесть и выйти из дома непосредственно из-за стола...».
Среди толкователей этого обычая популярна версия с домовым или с домашними духами: «В это время домовой даёт советы на дорогу», «Чтобы домашние духи не увязались, надо их обмануть». Но Коршунков называет её наивной и аргументированно опровергает.
⠀
1. Прежде у крестьян присаживались не только на дорогу, но и перед началом всякого важного дела: стройки, рубки леса, перекрытия реки плотиной.
2. Обратим внимание на молчание, которое сопутствует обычаю. Он пишет: «Ритуальное молчание — это особенное, знаковое поведение, которое соотносится со сферой потустороннего... В народной культуре нередко бывало условием, определившим начало или конец какого-либо дела, когда ощущалась сакральность ситуации, предопределявшей начало и ход всего предприятия». Молчали не только перед дорогой: это также было условием удачного завершения эзотерического обряда, гадания или лечебной процедуры.
3. Закрывали также окна, двери и заслонки. Люди заботились, чтобы нигде «…в этот важный момент не зияло отверстие, которое мифологически осмыслялось как выход в опасный, внешний мир». Чтобы внешнее зло не вторглось в тот домашний мир, где взывают к помощи Бога перед дальней дорогой. Кстати, дорога, путешествие было перемещением как раз «по такому, потенциально опасному, пространству».
Выходит, что этот обычай ритуально выделял ситуацию, связанную с началом пути и важного дела. Вспоминая русские пословицы «Лиха беда начало» и «Доброе начало полдела откачало», понимаем: в обычае «Присесть на дорожку» выражается древняя, сохраняющаяся поныне, «магия начала». Не стоит этой магией пренебрегать.
Олеся Ерёмина, автор блога @rus-etnos
Поделиться статьей в соцсетяхКомментарии к статье