Валерий Баринов и Елена Захарова в гостях у Некрасова в Карабихе

25.07.2025

Как мы рассказывали ранее, с 5 по 9 июля в Ярославле и его окрестностях прошёл юбилейный, ХХ-й Международный фестиваль семейных и детских фильмов «В кругу семьи». Это событие собрало не только талантливых кинематографистов России, но и мастеров кино со всех уголков мира – из Китая, Турции, Южной Кореи, Италии, Индии, Ирана, Мексики, Сербии, Черногории, Северной Македонии, Эфиопии, Сенегала и многих других стран.

Он проходил при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Госкорпорации «Ростех», Правительства Ярославской области и Мэрии Ярославля.

Фестиваль стал ярким светом в культурной жизни региона, объединяя сердца зрителей и творцов. По доброй традиции он охватил не только Ярославль, но и всю область, наполняя её насыщенными событиями и добрыми встречами. Помимо показов фильмов, здесь проходили разнообразные творческие мероприятия, а артисты отправлялись на творческие встречи с любимыми зрителями по селам и городкам области, чтобы поделиться своим мастерством и теплом с местными жителями. Как правило, это выливалось в мощное культурное событие, которое приносило огромную эмоциональную радость, как зрителям, так и самим артистам.

Надолго запомнится жителям посёлка Михайловский встреча с замечательной актрисой театра и кино Оксаной Сташенко, куда она приехала со своим конкурсным фильмом «Вовка» и провела увлекательную встречу с местными зрителями. Настоящий поток эмоций и благодарности вспыхивал в глазах зрителей, которые долго не хотели расходиться, делились своими впечатлениями о просмотренном фильме, задавали вопросы о жизни и творчестве актрисы.

В один из фестивальных дней состоялись сразу две актёрские поездки в область. Первая – в посёлок Борисоглебск, где известный петербургский актёр Сергей Горобченко с радостью исполнял песни под гитару, читал стихи и отвечал на многочисленные вопросы о своей жизни, семье и творческих планах. Вторая – в музей-заповедник Некрасова в деревне Карабиха, где проходил фестиваль поэзии «Золото сердца народного».

Мы, журналисты тоже собрались в поездку с актерами, разделившись на две группы. Я оказалась во второй группе, куда на встречу со зрителями отправились народный артист России Валерий Баринов и артистка театра и кино Елена Захарова.

Вскоре мы оказались в тихом селе Карабиха, в 18 километрах от Ярославля, среди исторических памятников и тишины, наполненной дыханием поэзии и памяти. Нас встречала главная достопримечательность Карабихи – мемориальный комплекс Н.А. Некрасова, расположенный в усадьбе, где поэт провёл несколько лет своих летних дней. Эта усадьба, ранее принадлежавшая разным хозяевам, в 1860-х годах была приобретена самим Некрасовым. Здесь он создавал свои великие произведения: поэмы «Мороз, Красный нос» и «Кому на Руси жить хорошо» и другие. На территории усадьбы раскинулись два великолепных парка – Верхний французский и Нижний английский – словно живые иллюстрации к поэтическим строкам.

Музейный комплекс воссоздает атмосферу тихой усадебной жизни XIX века: предметы быта, личные вещи поэта, рукописи, фотографии и документы создают ощущение, будто сам Некрасов снова идёт по этим аллеям. Экспозиция «Не бойся горького забвения…» словно приглашает заглянуть в сердце эпохи, когда слова и природа сливались в гармонии.

Этот музей-усадьба с 1987 года стал официально Государственным литературно-мемориальным заповедником Н.А. Некрасова «Карабиха». Здесь регулярно проходят лекции, выставки и, особенно в первую декаду июля, – Всероссийский праздник поэзии в честь великого поэта, напоминая нам о вечной силе слова и красоты.

Нам выпала редкая возможность оказаться на празднике поэзии – событии, которое переполняет сердце теплом и вдохновением. Хотя времени у нас было совсем немного, чтобы полностью погрузиться в атмосферу жизни и творчества великого русского поэта, мы старались ощутить каждую минуту, каждую деталь этого особенного дня. Прогуливаясь по комнатам музея, мы словно пытались прикоснуться к духу некрасовского времени, почувствовать его дыхание. В голове звучали строки из его произведений – навсегда запечатлённые в памяти со школьных лет: «О Волга, колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я…» или, ответ поэта на мучившие его вопросы: «Кому на Руси жить хорошо?». Эти слова словно оживали в нашем воображении, вызывая невольные ассоциации с нашей сегодняшней реальностью. И ясно становилось: история человека и народа – это круг, который неизменно повторяется. Некрасов видел далеко вперёд, предчувствовал судьбы и страдания – и, безусловно, был классиком, который остается актуальным всегда.

Но его поэзия – не только о грусти и борьбе. В его строках порой вспыхивают искры оптимизма, гордости и нежности. Особенно ярко это ощущается в его лирических посвящениях женщине. Вспомнились его знаменитые строки: «Есть женщины в русских селеньях, с спокойною важностью лиц, с красивою силой в движеньях, с походкой, со взглядом цариц…» – словно гимн прекрасной половине человечества. Хотелось продолжить, говорить и делиться, ведь эти строки – не только слова, а живое дыхание любви и признания.

Осмотр экспонатов музея прошёл в быстром темпе, и мы уже направлялись дальше, вглубь усадебной территории, где начинался поэтический концерт. Вдали виднелась импровизированная сцена – летняя площадка, наполненная предвкушением. И вот, по мере приближения, донёсся голос Валерия Баринова – страстный, глубокий, полный чувства. Его баритон расплескивался по воздуху, наполняя пространство, где уже собрались зрители – и сидя, и стоя, (сидячих мест уже не было), – все слушали, затаив дыхание. Он не просто читал стихи, он жил ими, пропускал каждую строку через сердце. Его голос то замедлялся, то набирал силу, то становился тихим, будто шепчет одушевлённые слова, то раздавался мощными раскатами. Мурашки пробегали по коже, а сердце наполнялось трепетом и уважением. Я – впервые слушая его на сцене, почувствовала, что это больше, чем актёрское мастерство. Это – настоящее искусство передачи чувств, искреннее и сильное. Особенно трогательно было его исполнение стихов Булата Окуджавы о войне – наполненных болью, переживаниями, безмолвным плачем за тех, кто ушёл…

А он всё читал и читал, и каждая прочитанная им строка врезалась в сердце горячей волной…

Ах, война, что ж ты сделала, подлая!
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли –
Повзрослели они до поры,
На пороге едва помаячили
и ушли, за солдатом – солдат…
До свидания, мальчики! Мальчики,
постарайтесь вернуться назад!
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат
И себя не щадите, и все-таки –
Постарайтесь вернуться назад!

…………………………………

 

 Я стояла, словно зачарованная, не отрывая глаз от сцены. Он завершил своё чтение, и аплодисменты взорвались вокруг, как громкое спасибо за каждое слово, за каждую эмоцию. А затем, словно продолжая беседу, вышла на сцену Елена Захарова, и её голос зазвучал мягко, лирично, – она читала стихи Марины Цветаевой, словно приглашая нас в ещё один мир, наполненный тонкой и трогательной красотой.

К сожалению, у нас заканчивалось время. Мы двинулись, покидая сцену, вслед за Бариновым. Мы не могли упустить возможность, чтобы подойти к нему – он стоял на лужайке неподалёку от сцены, и мы окружили его, несмотря на скорое время отъезда. Поговорить, задать вопросы – всё было важно, ведь этот день оставил в памяти столько ярких впечатлений. И пусть время поджимает, мы всё же успели обменяться с ним несколькими мгновениями, услышать его ответы на наспех заданные ему, немного сумбурные вопросы, и почувствовать, как глубоко он любит своё искусство и поэзию.

Несмотря на краткость нашей беседы, она оставила очень приятное впечатление. Одна из журналисток, проживавшая долгое время в Ташкенте, спросила его, бывал ли он в Ташкенте? Валерий Александрович очень тепло отозвался об Узбекистане: «Я не один раз бывал в Ташкенте, был там после землетрясения, бывал на гастролях и международных кинофестивалях, и очень тронут гостеприимством узбекского народа, где соблюдают семейные традиции, уважают старших, правильно воспитывают подрастающее поколение, – сказал он. – Я снимался с замечательным узбекским артистом Шухратом Эргашевым в картине «Ничего лишнего», работать с которым на одной площадке было легко и интересно. Помнится, как он на всю съёмочную группу готовил ароматный узбекский плов, то и дело бегал к казану, отрываясь от сьёмок. Потом, правда, приходилось сцену переснимать, но зато своим фирменным пловом он накормил всех!  Это очень трогательные воспоминания.

Ещё вспоминается, как я вручал театральную премию «Хрустальная Турандот» Рустаму Сагдуллаеву – «Ромео» из кинофильма «В бой идут одни старики». Я надеюсь, может ещё когда-нибудь удастся побывать в этих благословенных местах».

Мы спросили Баринова, что он думает о современном кинематографе и о фестивале «В кругу семьи», куда он приезжает не первый раз, что его привлекает в нём?

– «Вопрос о кинематографе очень серьёзный, несмотря на его кажущуюся простоту. Я считаю, что у нас нет кино, несмотря на его полный расцвет. К сожалению, кино как искусство ушло у нас, оно превратилось в индустрию кино, бизнес, и ничего с этим не поделаешь. Мы можем скоро потерять, да уже, наверное, потеряли самое ценное, что у нас было – думающего зрителя, если появляется режиссёр (не буду называть его имя), который говорит, что он ненавидит Тарковского, нам надо задуматься, что происходит в нашем кинематографе. Ведь, что такое искусство? Это способ познания действительности, мы познаем мир через художественные образы. Есть старый спор: что впереди – лошадь или телега, и что впереди – художник или толпа? Художник, идущий за толпой, всегда будет в порядке, ему не о чём беспокоиться в этой жизни, а художник, идущий впереди толпы, будет всегда набивать шишки. Их мало, но именно такие художники не дают умереть нашему человечеству, и становится понятно, кто мы, зачем живём в этом мире?  Вот такая вот философия. Поэтому к кино я отношусь очень серьёзно.

А что касается фестиваля, да, я здесь не впервые. Почему я бываю здесь вновь и вновь? Потому что здесь царит добрая, творческая атмосфера, ощущается чистота и нравственность. Я много общаюсь с людьми, беседую о разном, смотрю фильмы – наши и зарубежные. Это всегда интересно. Мне важно понять, что происходит в нашем кинематографе и не только в нашем. Ведь многие фильмы фестиваля потом не выходят в прокат, остаются недоступными для простого зрителя. А зрителя нужно воспитывать – через хорошее кино. То, что происходит на фестивале, мне нравится, но это должно достигать как можно большей аудитории. В нашей стране сегодня нет настоящего кино – есть только индустрия кино. Во всяком случае его очень мало. И это даже не больно, не досадно, это опасно, понимаете? Мы теряем – нашу публику.

Вспоминаю, как в первый раз Федерико Фелини приехал в Москву, и когда он вошёл в кинотеатр, там сидели люди, как в церкви, они ничего не жевали, они плакали, они смеялись, они не отрывали глаз от экрана. Это было лет 50 или 60 тому назад. Вот так его потряс наш русский зритель. Он был поражен этим и написал об этом своей супруге Мазини.

Я довольно часто посещаю разные кинофестивали. И бывая на них, я в тоже время могу сказать, что кино у нас есть в стране! И есть потрясающие фильмы, фантастические режиссёры, среди которых есть и женщины. Вот недавно, к большому сожалению, умерла Наташа Назарова, режиссёр нескольких фильмов, и все они гениальные. Посмотрите её фильмы, если не видели их, хотя бы один из последних «Плакать нельзя». Это авторское кино. Но такие фильмы не могут пробиться никуда, даже попасть на кинофестиваль. Вот такой получается замкнутый круг и несправедливость. Кино вроде и есть, и его вроде нет. Для того, чтобы снять такое кино, нужны деньги. А где их взять? Государство почти не субсидирует такие фильмы. Вот поэтому я и говорю, что кино у нас нет, оно ушло, оно недоступно для широкого зрителя, потому что его поглощает индустрия кино».

На нашей встрече мы успели ещё поговорить о сыне Валерия Александровича, – Егоре, актёре и режиссёре. Он рассказал нам, что у сына в кинематографе всё складывается хорошо, по крайней мере, на данном этапе. Он успешно снимается в кино и сам уже снимает, как режиссёр, и даже пригласил отца на свой фильм. Валерий Александрович сказал, что пошёл к нему на проект из любопытства. «Мне было интересно увидеть сына за режиссёрским пультом – сказал он, – посмотреть, как он работает на площадке, какая там творческая атмосфера, это очень важно для успешной работы, интересно было понаблюдать, как он выстраивает отношения с актёрами, как актёры относятся к нему и т.п. В общем, пока я доволен работой сына» – заключил в итоге Баринов.

Несмотря на недостаток времени, мы всё же успели поговорить ещё об Украине и городах Львове, Херсоне, Одессе, Донбассе, и др., где он бывал в прежние времена. Мы поговорили об актёрском ремесле, об отрицательных и положительных ролях в его творчестве, рассказывал, чему он отдаёт предпочтение и объяснил, почему.

– «В своё время я побывал во многих городах Украины: был там на съёмках, на гастролях со спектаклями, концертами. Сейчас всё изменилось. Другое время, мы переживаем сложный период. Одни художники покинули страну, другие остались. Общество раскололось. Сейчас идёт большая драка, и в этой драке мы должны победить, чтобы выжить. Я много раз бывал на Донбассе, встречался с ребятами на передовой, которые однажды спросили меня, почему не снимают о них фильмы? Я им сказал: «Вот вернётесь с войны и сами снимете своё кино. Потому что лучшие фильмы о войне у нас те, которые снимали люди, сами прошедшие через это горнило, воевали там, видели всё своими глазами, лицом к лицу встречались со смертью. Никто лучше вас не сможет выразить на экране эту правду, глубину происходящего там, всё, с чем вы встретились на войне. Понимаете, художник по сути своей творец, он всегда должен быть в оппозиции, в оппозиции не к власти, нет, к жизни, он должен всегда замечать, что болит, и об этом рассказывать. И только тогда может возникнуть подлинное искусство, и только тогда может возникнуть отклик у публики».

И под завязку, уже почти расставаясь, я спросила Валерия Александровича, знает ли он, откуда произошла его «барская» фамилия, откуда пошёл его род? Ведь насколько известно, в старину крепостные не имели никаких документов, паспортов, и стали получать их лишь после отмены крепостного права. И очень часто фамилию давали либо по каким-то особенностям человека, по внешности, либо по характеру, или по роду занятия.

Из его рассказа мы узнали, что предки его были простыми дворовыми крестьянами. Его прапрадед Ефим был гусеводом и конюхом и трудился верой и правдой на хуторе при барине. Так было много лет. Но так случилось, что барин, при котором служил его прапрадед, проиграл своё имение и вынужден был покинуть его. Пришлось покинуть хутор и прадеду Валерия Александровича. И когда давали ему документ, записали его «Бариновым», как конюха барина. Вот оттуда и пошёл род Бариновых.

На этой интересной и оптимистической ноте завершилась наша беседа. Мы были рады, что нам всё же удалось пообщаться с таким увлечённым и талантливым человеком, который всю свою сознательную жизнь отдал искусству театра и кино. Сейчас в его творческом портфолио более двухсот пятидесяти сыгранных им ролей, и в свои без малого 80 лет, он продолжает самозабвенно трудиться на ниве искусства.

Беседа с Валерием Бариновым не только раскрыла его глубокое понимание современного кино, но и напомнила нам о важности сохранения и развития настоящего искусства, способного тронуть сердце и пробудить мысли зрителя. Его искренность и страсть к кино, его забота о будущем отечественного кинематографа вдохновляют и вызывают уважение. В этот день, в окружении поэзии и творчества, мы ещё раз убедились: искусство – это не просто способ развлечения, а мощнейший инструмент познания мира, воспитания и духовного роста. И надеемся, что такие фестивали, как «В кругу семьи», смогут стать мостом между талантами и широкой публикой, чтобы истинное искусство возвращало себе достойное место в сердцах людей.

Так ярко и насыщенно завершилась наша поездка, которая наполнила нас прекрасной поэзией, знакомством с замечательным литературно-мемориальным музеем-заповедником Н.А. Некрасова, и вдохновенным чтением стихов Булата Окуджавы о войне в исполнении народного артиста России Валерия Баринова.

Мы возвращались домой счастливые и умиротворённые. Этот день явился для нас словно короткое, но очень важное окно в мир великой поэзии, в сердце России, в душу поэта. И даже после отъезда из этого волшебного места, в душе надолго остаётся тепло и вдохновение, ведь поэзия – это свет, который никогда не гаснет…

P.S. Также хочется отметить, что творческие встречи известных актёров со зрителями проводились не только за выездом в область, но и в самом Ярославле. Эти задушевные, неформальные встречи всегда находили отклик в сердцах зрителей. Конечно, такие мероприятия надолго остаются в памяти благодарных поклонников, они укрепляют взаимопонимание и способствуют более глубокому восприятию актёров на экране.

Фаина Зименкова

Фото Виктора Чернышова

Поделиться статьей в соцсетях


Комментарии к статье