Путешествие по Китаю и Тибету

08/05/2016

Путешествие по маршруту Пермь – Благовещенск – Китай – Тибет – Непал – Индия – Москва – Пермь стало настоящим чудом. Нас четверо: Женя Лялина, Слава Останин, Алексей Смирнов и Антон Широков.
Взяли спальники, палатки, теплую одежду, горелки, посуду, и, конечно, русские книжки! Нагрузили рюкзаки так, что поначалу еле передвигались.
5 дней в плацкарте поезда до Благовещенска нельзя сказать, что прошли незаметно…
Переправа через р. Амур (река Черного Дракона у китайцев) заняла 5 минут и мы выходим в Хэйхе, долгий и нудный паспортный контроль и вот он Китай!!!
По Китаю передвигаемся вагонами типа hard-set (самые дешевые билеты именно  в этом классе) – это очень тяжело! Мало того что ты сидишь с выпрямленной спиной и помимо тебя еще 120 человек сидит, человек 40 лежит, стоит, сидит на газетах, в тамбурах, под сиденьями, в проходах, притом все громко говорят, много едят и тут же мусорят..
Желтое море г. Дайлянь. Русских пруд пруди, все по путевкам приехали покупаться в Желтом море! Вода солонее, чем в Черном и много медуз, которые жалятся так, что потом лежишь под капельницей пару деньков.
Пекин. Пекин хорош, как добротный муравейник! Здесь царит культ Мао. Достопримечательности стоят дорого, потому мы прогуливались рядом. Научились заказывать еду, китайцы совсем не понимают английского. Пища острая и вкусная, острота запивается только пивом. Благо стоит оно в Китае 9 рублей!
В поисках туристического магазина попали на рынок сувенирки, где можно купить все…от надгробий, дорогущей мебели до удостоверения китайского штурмана и радиста. Хотелось купить все! Цену называют в 5 раз выше – обязательно надо торговаться!
В Пекине мы впервые поселились в хостел, приемлемый по деньгам. С кучей европейцев и классной атмосферой. Именно в таких хостелах надо брать проспекты с подобными хостелами в других городах Китая.
Здесь мы поняли, что палатки, горелки и т. п. взяли зря. Еда и жилье в Азии стоят копейки. А палатку и вовсе ставить негде! Везде в Китае стройки, дома, люди...
Дальше Сиань (древняя столица Китая). Именно в этом городе планировали купить пермиты (разрешения) на посещение Тибета. Но ситуация так и не прояснилась. Город Сиань живет культом панды, а туристы фетишем терракотовой армии (это захоронение, по крайней мере 8099 полноразмерных терракотовых статуй китайских воинов и их лошадей, обнаруженное в 1974 году рядом с гробницей китайского императора Цинь Шихуанди неподалёку от города Сиань).
В город Синин ехали в вагоне с лежачими местами – это волшебно! Наутро даже ни разу не поругались (после бессонных ночей в сидячих вагонах бывало всякое!). Синин находится на Тибетском предгорье. Здесь уже и высота города около 2000 м. над уровнем моря. Здесь то нам и предстояло раздобыть пермиты в Тибет!
Познакомились мы в хостеле с двумя замечательными испанками Кристиной и Ольгой! Они так же планировали ехать в Тибет и искали пермиты за приемлемые деньги.  Вообще, пермит или туристический пермит – разрешение на посещение «режимной» территории с ограниченным допуском для иностранцев. Выдается государственными органами на определенный срок. Для посещения Тибета он необходим, так как китайцы оккупировали тибетскую автономию во время культурной революции 50 лет назад. И сейчас иностранцев пускают туда только по такому разрешению, в которое входит так же гид и автомобиль!
В общем, в Тибет мы едем с испанками в одной группе! 10 дней ожидания пермитов прошли быстро. В это время мы съездили на озеро Qingxai (3560 м. над уровнем моря), в солнечную погоду вода в этом озере переливается всеми цветами радуги – это правда!! Красота неописуемая!!! Возвращались с озера автостопом, водитель китаец. Узнав, что мы русские не взял с нас ни копеечки и накормил обедом! Китайцы любят русских, в машине мы пели с ним «Подмосковные вечера» и «Катюшу», он на китайском, мы на русском!!
Успели также посетить городок Тонгрем, переполненный будисткими монастырями. Обошли кору вокруг некоторых из них – зарядились положительной энергетикой!
И вот поезд Синин – Лхаса (столица Тибецкого автономного округа). Это самая высокогорная железная дорога в мире. В самой высокой точке вблизи станции Тангла железная дорога поднимается на высоту 5072 метров над уровнем моря. На трассе используются кондиционированные вагоны специальной конструкции с подкачкой кислорода, чтобы пассажиры не страдали от горной болезни. Вагоны оборудованы индиидуальными кислородными масками. Дорогу мы перенесли отлично – горная болезнь не мучила!
Мы в Тибете! Лхаса! То что ты ощущаешь себя на крыше мира – не описать словами! Кругом величественные горы, до облаков можно дотянуться рукой!
В наш пермит входили 10 дней пребывания в Лхасе и ее окрестностях, восхождение на перевал Шигала (5250 м. над уровнем моря), посещение высокогорного озера и, конечно же, гид!
Мы посетили безумно много храмов и ступ, которые веками хранят вибрации медитирующих. Храмы красивы и ярки. Верующие обязательно обходят кору вокруг монастыря, крутя молитвенные барабаны, расположенные по периметру. На барабанах нанесены мантры (молитвы), эти барабаны крутятся почти без остановки.  Покорение перевала Шигала, заняло у нас три дня. Первый день заброска в базовый лагерь на высоте 4000 м. над уровнем моря. Ночевка здесь же. Угощали испанок вареной картошкой с маслом и капустным салатом – русская кухня им понравилась!
Ранний подъем, завтрак – овсянка с орехами. И выход, начало дается тяжело. Сегодня нам нужно набрать высоту на 900 метров. Первая остановка рядом с жильем кочевых тибетцев. Они напоили нас национальным тибетским чаем – черный чай с маслом яков и солью, не сказать что вкусно, зато питательно. Идем дальше, вроде поймали темп, и идти стало легче. Шли мы 5 часов, часто останавливаясь на отдых – нехватка кислорода. Тропа тянулась по камням и ручьям, вокруг цвели безумно красивые цветы. Поднялись до лагеря 2 на высоте 4900 м. над уровнем моря. Здесь ночевка. Ночью пришло к нам грозовое облако,  сильно сверкала молния. Это была самая страшная ночь в нашей жизни.
Ранний подъем и штурм перевала. Сегодня идти легче, чем вчера. Достигаем вершины, ура-а! Фото на память и эмоции, эмоции, эмоции!!!
Дальше спуск. Идем 7 часов, устали сильно, ноги запинаются друг о друга! В деревне нас ждет трактор и везет нас на автостанцию, а оттуда в Лхасу. Мечты  сбываются! Такие красоты видели, и себя проверили!
Пермит закончился и по его правилам мы должны вернуться в Китай! Но нам то надо в Непал! Провожаем испанок и начинаем готовиться к нелегальному автостопу. Страшно! 1000 километров до Непала нужно проехать нелегально, да еще и на протяжении всей трассы стоят блок посты, где тщательно проверяют все машины на предмет нелегалов! Ну, с Богом!
Разделились по парам и договорились встретиться уже в Непале, на границе!
Первый день мы проехали удачно, и преодолели половину пути, не поверите, с представителем власти за рулем! Дорога шла вдоль бирюзово-зеленых озер, снежных гор и огромных ледников! Красота неописуемая!
Во второй день пришлось провести около двух часов на дороге, прежде чем удалось попасть в фуру к тибетцу, который обещал довести нас до самой границы!  После преодоления одного из перевалов нам открылись снежные Гималаи! Вот это была сила и мощь! Мы вышли из грузовика, легли на горячую от солнца дорогу и  смотрели в небо. Облака, казалось, плывут у самого носа, а горы надвигаются прямо на тебя…..
Дорога высокогорная и самая ее высокая точка 5000 м. над  уровнем моря. И вот на этой самой точке, на перевале мы наблюдали тако-о-е звездное небо! Какое не увидеть нигде! На небе свободного места от звезд не было – сказочно! Дорога вела мимо могущественного Эвереста и других восьмитысячников. Мы на крыше мира!!!
Проезжая блок посты прятались в одеялах на спальном месте водителя, было страшно.
После того как мы переехали Гималаи на другую сторону, картина изменилась. Коричневый Тибет сменился на бурную зеленую растительность, появилась сотня водопадов, кругом летали огромные красивые тропические бабочки. Мы в Джангму, на границе с Непалом! Ура! Мы сделали это!!!